Энергетический паспорт жилого дома кто должен делать. Паспорт энергоэффективности здания. Энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации, паспорт энергоэффективности

Никита Иванов Энергетический паспорт, кто делает и для чего? Энергетический паспорт (энергоаудит), для чего делают, что получают, и кто может проводить энергообследование по Федеральному закону от 23.11.2009 г. №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"

Энергопотребление любого производства может быть оптимизировано, что приведет к уменьшению затрат на электричество. Для оптимизации проводится энергоаудит - комплекс мероприятий, направленных на поиск возможностей сбережения энергии. Результаты аудита вносятся в энергетический паспорт.

Задача обследования

Энергетический аудит имеет следующие цели:

  • Получение информации о текущем потреблении электроэнергии на объекте;
  • Поиск возможностей для снижения затрат на электричество;
  • Оптимизация потребления энергии;
  • Снижение затрат на производство продукции.

Достижение желаемых результатов возможно при составлении индивидуального плана работ, включающем изучение всех сооружений и агрегатов, относящихся к данному предприятию.

Энергетический паспорт

Результаты проведенных работ вносятся в специальный документ – энергетический паспорт объекта. Его форма и порядок заполнения регламентируется приказом Министерства энергетики Российской Федерации №400, от 30 июня 2014 года. К паспорту прилагается подробный отчет о проведенных работах, включающий записи о расчетах всех показателей, представленных в паспорте. В отчет также вносится технико-экономическое обоснование целесообразности проведения оптимизационных работ для сбережения энергоресурсов .

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Проведение мероприятий, направленных на снижение энергозатрат, может носить добровольный или принудительный характер. Частные компании интересуются энергоаудитом для снижения себестоимости выпускаемой продукции на добровольной основе. Объекты, которые подлежат обязательному аудиту:

  • Предприятия, часть капитала которых принадлежит государству или государственным учреждениям;
  • Компании, деятельность которых связана с добычей, обработкой или транспортировкой газа, каменного угля, нефти и нефтепродуктов;
  • Производства, потребление энергии которых превышает 50 миллионов рублей в год;
  • Организации, осуществляющие контролируемую деятельность.

Регламентирование энергетического обследования

Согласно действующему законодательству, проводить энергетическое обследование могут только те лица, которые являются участниками саморегулирующих организаций в сфере энергетического аудита. Отсюда следует определение – энергетическое обследование это комплекс мероприятий, направленных на присвоение объекту определенного класса энергетической эффективности . Энергетический класс сооружения – оценка эффективности работы того или иного сооружения по критерию потребления энергетических ресурсов. Существует пять классов, обозначаемых латинскими буквами от A до E, где А – высший класс, Е – низший.

Этапы энергетического обследования

Последовательность работ при энергетическом обследовании может различаться в зависимости от типа объекта и воздействия внешних факторов. К основным этапам относится:

  • Изучение документации – анализ технической составляющей сооружения, включающий среднее потребление энергоресурсов в месяц и количество единиц электрооборудования;
  • Обследование объекта – изучение потребления энергоресурсов индивидуально к каждой единице котельного, обогревательного, производственного и других типов оборудования, работающего на предприятии;
  • Анализ данных – сопоставление полученной информации об уровне потребляемых энергоресурсов с установленным нормальным уровнем, описанном в технической документации агрегатов;
  • Проектирование сберегающих мероприятий – разработка действий, направленных на оптимизацию уровня потребляемых энергоресурсов и снижению затрат.

Результаты энергообследования

В качестве результатов энергообследования могут выступать:

  • Энергетический паспорт и технический отчет.
  • Заключение исследования качества потребляемого ресурса;
  • Рекомендации действий, направленных на оптимизацию потребления энергетических ресурсов;
  • Рекомендации и мероприятия для повышения энергоэффективности производимой продукции;

Нет единой оценки стоимости энергетического аудита. Специалисты аудиторских компаний представили усредненную ценовую политику, в основе которой лежат определенные факторы: размер объекта, количество электрооборудования, сложность работ и т.д.

Цены могут значительно различаться в разных организациях, предоставляющих услуги аудита. Это объясняется серьезностью работ и широтой знаний, необходимых для их проведения. В обследовании участвуют специалисты сбора и анализа данных, составления технической документации. Подготовка отчетных документов занимает длительный срок. Заказчикам аудита следует понимать эти тонкости и иметь ввиду, что если какая-либо организация предлагает аудит в очень короткие сроки и по минимальной цене – скорей всего в её заключении будет указана лишь поверхностная информация, практически не несущая пользы предприятию.

Ответственность за не проведение энергоаудита в установленном порядке

Ранее было указано, какие предприятия в принудительном порядке должны проходить энергетический аудит. Законодательством предусмотрены наказания за невыполнение или несвоевременное выполнение этого требования в виде административных штрафов (Закон РФ №261-Ф3 от 23 ноября 2009 года «О повышении энергоэффективности»).

Советы для экономии электрической энергии и других энергоресурсов.

Снизить потребление тока на предприятии поможет:

  • Замена старой проводки на новую – плохие контакты могут стать причиной электропотерь;
  • Замена ламп накаливания энергосберегающими лампами или светодиодными светильниками;
  • Установка больших окон в помещениях;
  • Применение стабилизаторов напряжения;
  • Использование светорегуляторов и автоматики вкл/откл света.
  • Замена одинарных окон на двухкамерные стеклопакеты.
  • Утепление ограждающих конструкций здания.
  • Установка систем автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры окружающей среды.
  • Замена старых котлов на более современные с большим КПД.
  • Перевод автомобилей на работу на сжиженном газе.

Оптимизация потребления электричества благоприятно отразится не только на экономике предприятия, но и на экономике страны в целом.

Прайс-лист на составление энергетического паспорта

Видео на тему энрегоаудита и энергетического паспорта

Никита Иванов Энергопаспорт по проектной документации, паспорт энергоэффективности Энергетические паспорта по проектной документации, паспорт энергоэффективности МКД. Низкие цены, сжатые сроки, регистрация в СРО, экспертиза. По 400 Приказу МинЭнерго.

Компания "ИК ЭнергоПартнер" оформляет энергетические паспорта, составленные на основании проектной документации на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности…(ч.6, ст.11 ФЗ №261 от 23.11.2009г.). Несоблюдение вышеуказанных требований ФЗ №261 от 23.11.2009г. влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 до 600 тыс. руб. (ст. 37 ФЗ №261 от 23.11.2009г., чч. 3, ст.9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Паспорт энергоэффективности

Компания ИК ЭнегроПартнер предлагает услуги по разработке энергетических паспортов и паспортов энергоэффективности для зданий и сооружений. Определение класса энергоэффективности зданий.

Подготовка паспорта для многоквартирных домов, (паспорт многоквартирного жилого дома), жилых домов и административных зданий, которые вводятся в эксплуатацию, новые и после реконструкции. Имеется ввиду полный комплекс работ от заключения договора до выдачи готового энегопаспорта дома и технического отчета включающего все необходимые расчеты и характеристики, которые не включены в энергопаспорт..

После составления энергетического паспорта здания (МКД) ему присваивается класс энергетической эффективности, а так же рассчитывается удельная отопительная характеристика в рассчете на квадратный метр здания. Эти показатели требуются при сдаче документации в архитектуру и администрацию и дальнейшего ввода здания в эксплуатацию. К паспорту энергоэффективности здания прилагается подробный технический отчет в котором отражены все рассчеты, показатели и коэффициенты. Проводим тепловизионную съемку и другие инструментальные обследования с целью выявления соответствия проектной документации энергопаспорту.

Все энергопаспорта дома (МКД) проходят экспертизу в специализированной экспертной организации, после чего им присваивается номер и они регистрируются в СРО. По окончанию работ заказчик получает паспорт дома, технический отчет, заключение экспертизы и акт о регистрации энергетического паспорта в СРО.

Паспорт энергоэффективности составляется на основании приказа Минэнерго №400 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Форма и состав энергетического паспорта представлена ниже:

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПАСПОРТ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

наименование объекта (здания, строения, сооружения), адрес

Класс энергетической эффективности ___________________

Параметры Единица измерения Значение параметра
1. Параметры теплозащиты здания, строения, сооружения
1.1. Требуемое сопротивление теплопередаче:
- наружных стен кв. м x °C/Вт
- окон и балконных дверей кв. м x °C/Вт
кв. м x °C/Вт
- перекрытий над проездами кв. м x °C/Вт
- перекрытий над неотапливаемыми подвалами и подпольями кв. м x °C/Вт
1.2. Требуемый приведенный коэффициент теплопередачи здания, строения, сооружения Вт/(кв. м x °C/Вт)
1.3. Требуемая воздухопроницаемость:
- наружных стен (в том числе стыки) кг/(кв. м x ч)
- окон и балконных дверей (при разности давлений 10 Па) кг/(кв. м x ч)
- покрытий и перекрытий первого этажа кг/(кв. м x ч)
- входных дверей в квартиры кг/(кв. м x ч)
1.4. Нормативная обобщенная воздухопроницаемость здания, строения, сооружения при разности давлений 10 Па кг/(кв. м x ч)
2. Расчетные показатели и характеристики здания, строения, сооружения
2.1. Объемно-планировочные показатели
2.1.1. Строительный объем, всего куб. м
в том числе отапливаемой части куб. м
2.1.2. Количество квартир (помещений) шт.
2.1.3. Расчетное количество жителей (работников) чел.
2.1.4. Площадь квартир, помещений (без летних помещений) кв. м
2.1.5. Высота этажа (от пола до пола) м
2.1.6. Общая площадь наружных ограждающих конструкций отапливаемой части здания всего, в том числе: кв. м
- стен, включая окна, балконные и входные двери в здание кв. м
- окон и балконных дверей кв. м
- покрытий, чердачных перекрытий кв. м
- перекрытий над неотапливаемыми подвалами и подпольями, проездами и под эркерами, полов по грунту кв. м
2.1.7. Отношение площади наружных ограждающих конструкций отапливаемой части здания к площади квартир (помещений)
2.1.8. Отношение площади окон и балконных дверей к площади стен, включая окна и балконные двери
2.2. Уровень теплозащиты наружных ограждающих конструкций
2.2.1. Приведенное сопротивление теплопередаче:
- стен кв. м x °C/Вт
- окон и балконных дверей кв. м x °C/Вт
- покрытий, чердачных перекрытий кв. м x °C/Вт
- перекрытий над подвалами и подпольями кв. м x °C/Вт
- перекрытий над проездами и под эркерами кв. м x °C/Вт
2.2.2. Приведенный коэффициент теплопередачи здания Вт/(кв. м x °C/Вт)
2.2.3. Сопротивление воздухопроницанию наружных ограждающих конструкций при разности давлений 10 Па:
- стен (в том числе стыки) кв. м x ч/кг
- окон и балконных дверей кв. м x ч/кг
- перекрытия над техническим подпольем и подвалом кв. м x ч/кг
- входных дверей в квартиры кв. м x ч/кг
- стыков элементов стен м x ч/кг
2.2.4. Приведенная воздухопроницаемость ограждающих конструкций здания при разности давлений 10 Па кг/(кв. м x ч)
2.3. Энергетические нагрузки здания
2.3.1. Потребляемая мощность систем инженерного оборудования:
- отопления кВт
- горячего водоснабжения кВт
- электроснабжения кВт
- других систем (каждой отдельно) кВт
2.3.2. Средние суточные расходы:
- природного газа куб. м/сут.
- холодной воды куб. м/сут.
- горячей воды куб. м/сут.
2.3.3. Удельный максимальный часовой расход тепловой энергии на 1 кв. м площади квартир (помещений):
- на отопление здания Вт/кв. м
- в том числе на вентиляцию Вт/кв. м
2.3.4. Удельная тепловая характеристика Вт/(куб. м x °C)
2.4. Показатели эксплуатационной энергоемкости здания, строения, сооружения
2.4.1. Годовые расходы конечных видов энергоносителей на здание (жилую часть здания), строение, сооружение:
МДж/год
МДж/год
МДж/год
- электрической энергии, всего,
в том числе:
МВт x ч/год
на общедомовое освещение МВт x ч/год
в квартирах (помещениях) МВт x ч/год
на силовое оборудование МВт x ч/год
на водоснабжение и канализацию МВт x ч/год
- природного газа тыс. куб. м/год
2.4.2. Удельные годовые расходы конечных видов энергоносителей в расчете на 1 кв. м площади квартир (помещений):
- тепловой энергии на отопление в холодный и переходный периоды года МДж/кв. м год
- тепловой энергии на горячее водоснабжение МДж/кв. м год
- тепловой энергии других систем (раздельно) МДж/кв. м год
- электрической энергии кВт x ч/кв. м год
- природного газа куб. м/кв. м год
2.4.3. Удельная эксплуатационная энергоемкость здания (обобщенный показатель годового расхода топливно-энергетических ресурсов в расчете на 1 кв. м площади квартир, помещений) кг у.т. /кв. м год
2.4.4. Суммарный удельный годовой расход тепловой энергии:
- на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение кВт x ч/(кв. м x год)
- максимально допустимые величины отклонений от нормируемого показателя %
- на отопление и вентиляцию Вт x ч/(кв. м x °C x сут.)

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

Энергетический паспорт здания кто должен делать и зачем?
Паспорт энергоэффективности здания является документом, необходимым для получения , как документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. А также энергопаспорт здания может быть использован для получения .

ГУ Государственного Строительного Надзора Московской области выпустило Распоряжение №1 от 24.01.2014, в котором требуется при сдачи в эксплуатацию вновь построенных зданий и сооружений, а также, зданий после капитальной реконструкции, оформлять энергетический паспорт и присваивать зданию класс энергоэффективости . В комплекте с энергетическим паспортом для сдачи в эксплуатацию Стройнадзор просит предоставить отчет о тепловизионном обследовании здания. При подходящих погодных условий наши инженеры проводят объекта с выездом на место и предоставляют технический отчет с выявленными местами излишних теплопотерь и рекомендациями по их устранению.

При раскрытии информации управляющими компаниями (ПП РФ №731) на портале Реформа ЖКХ и сайте УК в форме 2.1 «Общие сведения о многоквартирном доме» есть поле, в котором необходимо указать класс энергоэффективности МКД. В этой статье постараемся разобраться с вопросом класса и паспорта энергоэффективности, кем и как он присваивается, а также для чего нужен.

Что такое энергоаудит

Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.

Но с другой стороны, отсутствие в форме 2.1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.

Поэтому данный вопрос до сих пор остаётся спорным и неоднозначным. В целом же, отношения по энергосбережению и повышению энергеоэффективности определены в ФЗ №261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п.5 ст.15 ФЗ №261 сказано, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе. Исключение составляют случаи, если согласно данному федеральному закону энергоаудит проводится обязательно.

  • получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
  • определения показателей энергоэффективности;
  • определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.

По закону энергетическое обследование проводится обязательно управляющими компаниями, если (п.1 ст.16 ФЗ №261):

  • многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
  • превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.

Максимальная величина совокупных затрат указана в Постановлении Правительства РФ №818 от 16.08.2014 года «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Эта предельная величина равна 50 миллионам рублей.

Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп.5 п.1 ст.16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.

В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.

Ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергоаудита по п.8 ст.9.16 КоАП РФ наступает для УК в виде наложения административного штрафа для:

  • должностных лиц - от 10 до 15 тысяч рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тысяч рублей;
  • юридических лиц - от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергоаудит МКД состоит из следующих мероприятий:

  • энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
  • оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
  • анализа полученной информации, составления выводов;
  • разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
  • составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.

Для чего нужен энергоаудит МКД

Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.

Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.

Класс и паспорт энергоэффективности

Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08.04.2011 года . Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

По законодательству класс энергетической эффективности присваивается органами ГЖН (ст.12 ФЗ №261). Для этого нужно:

  • провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
  • представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
  • разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
  • донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.

Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24.01.2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.

Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.

Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19.04.2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.

Прокуратура уже сейчас проводит проверки УК на наличие классов и паспортов энергоэффективности у МКД. При отсутствии таковых выписывает штрафы на основании:

  • ст.154 ЖК РФ , в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;
  • ст.12 ФЗ-261 , в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;
  • п.11 в ПП РФ №491 , в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.

Мероприятия по энергосбережению

Согласно ст.12 ФЗ №261 от 23.11.2009 года для повышения уровня энергосбережения жилого дома и его энергоэффективности необходимо в правилах к содержанию общего имущества собственников помещений в МКД включить список соответствующих мероприятий.

Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.

В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.

 

Возможно, будет полезно почитать: