Различия функции частных судебных исполнителей во франции. Мировые системы принудительного исполнения. Особенности исполнительного производства в зарубежных странах. Государственная система принудительного исполнения

Франция Во Франции исторически сложилась система частного исполнения, когда полномочия принудительных исполнителей выполняются не государственными служащими, а лицами, которые получили лицензию от государства на данную деятельность и осуществляют ее самостоятельно. Профессия судебного исполнителя регламентировалась различными королевскими ордонансами, принимавшимися в 1556, 1667 г. и в 1813 г. при императоре Наполеоне. В настоящее время правовое положение судебного исполнителя определяется Ордонансом от 2 ноября 1945 г. Определенные изменения в системе исполнительного производства Франции произошли в 1992 г.

Принудительный исполнитель во Франции является должностным лицом, связанным с отправлением правосудия, но действующим в то же время как лицо свободной (или как принято говорить во Франции – либеральной) профессии. В этом плане принудительный исполнитель является свободным профессионалом, которому государство делегировало функции исполнения решений по гражданским делам, выносимых различными судами. Одновременно принудительный исполнитель – должностное лицо, поскольку получает свои полномочия от государства и имеет определенную монополию на ряд юридических действий, в частности: исполнение судебного решения; вручение повесток, извещений; составление актов, имеющих доказательственное значение и другие. Принудительный исполнитель во Франции является и помощником право судия, в связи с чем он наделен монопольной функцией по уведомлению об актах, наряду с акционистами пользуется монополией на публичные торги (аукционы) движимого имущества, осуществляет полюбовное или судебное взыскание по дол говым обязательствам, по просьбе частных лиц производит действия по закреплению доказательств, может представлять стороны в некоторых судах. Принудительный исполнитель также участвует в судебных заседаниях, обеспечивая под началом судьи соблюдение внутреннего порядка в зале суда.

Требования 1. Диплом об наличии юридического образования; 2. Прохождение двухгодичной стажировки; 3. Сдача государственного квалификационного экзамена.

Назначение на должность Представление в качестве преемника Заключение прокуратуры и Палаты принудительных исполнителей департамента Присяга перед судом Приказ министра юстиции Франции

Права и обязанности 1. 2. 3. 4. 5. 6. Право на: Уведомление об актах; Проведение публичных торгов (аукционы) движимого имущества; Исполнение судебного решения; Вручение повесток и извещений; Действия по закреплению доказательств; Проведение юридических консультаций

Из-за публично-правового характера деятельности принудительный исполнитель обязан: 1. Оказывать услуги столько раз, сколько в них возникнет потребность; 2. Хранить профессиональную тайну о содержании вручаемых им документов, начатых исполнительных процедур; 3. Соблюдение внутреннего порядка в зале суда.

Принудительные исполнители практически не работают по одному, а объединяются в бюро, состоящее из нескольких исполнителей, а также сотрудников, обеспечивающих их работу. Принудительные исполнители обязаны работать и в выходные дни, в связи с чем один исполнитель из бюро должен работать в выходной для того, чтобы, например, исполнить приказ суда об аресте тиража газеты. Интересно, что основной объем исполнения приходится на должников безработных, мелких предпринимателей, которые брали кредиты и теперь не могут по ним расплатиться. Принудительные исполнители в каждом департаменте организованы в департаментские палаты, которым поручено представлять профессию в органах суда и управления, а также обеспечивать соблюдение дисциплины и профессиональной этики. Поэтому такие департаментские палаты наделены дисциплинарными полномочиями, которые они осуществляют в отношении принудительных исполните лей своего департамента. Принудительных исполнителей в департаментской палате представляют избранные ими члены палаты, которые, в свою очередь, избирают председателя указанной палаты.

Число должностей принудительных исполнителей ограничено и регулируется Министерством юстиции Франции. Принудительный исполнитель относится вместе с тем к числу лиц свободных профессий и осуществляет свою деятельность либо индивидуально в качестве физического лица, либо коллективно, вступив в объединение лиц свободных профессий, наделенное правами юридического лица. Принудительные исполнители не получают заработной платы от государства, а взимают плату за осуществление полномочий, делегированных им государством, по установленным государством тарифам. Например, вручение документов в рамках процедуры принудительного исполнения тарифицировано государством и оплачивается за счет должника. В случае, если принудительный исполнитель оказывает юридические услуги, которые могут быть в равной степени предоставлены другими представителями юридических профессий, т. е. не носят монопольного характера (например, консультации, которые могут также дать адвокаты, нотариусы), его вознаграждение носит договорный характер и оплачивается обратившимся. Осуществляя свои профессиональные обязанности от имени государства, принудительный исполнитель несет вместе с тем личную ответственность за юри дические последствия своих действий. Так, принудительный исполнитель может быть привлечен к гражданской ответственности за халатность при вручении процессуальных документов позднее установленного срока, к уголовной ответственности – в случае хищения денежных средств клиентов и других случаях нарушения своих обязанностей. Имущественные риски профессии покрываются страховкой. Кроме гражданской и уголовной ответственности, возможно также привлечение к профессиональной (в армянском понимании дисциплинарной) ответственности за несоблюдение правил профессиональной ответственности и этики. Инициатива в этом может исходить как от дисциплинарной комиссии при департаментской палате принудительных исполнителей, так и от Министерства юстиции Франции и его органов.

Некоторые особенности Интересной особенностью современной системы исполнительного производства Франции является также наличие других, особым образом организованных (либеральных по характеру своей деятельности) профессий, представители которых участвуют в исполнительных процедурах. Так, к их числу относятся комиссары призеры как должностные лица, наделенные монополией на проведение публичных аукционов по продаже движимого имущества. Комиссары призеры получают полномочия от имени государства, они организованы в сообщества на всех уровнях (от местного до национального), а их вознаграждение тарифицировано государством. Следует отметить и общую особенность компетенции принудительных исполнителей Франции. Французская правовая система построена на разделении права на частное и публичное, соответственно, судебная организация отличается выделением судов по гражданским и уголовным делам, а также судей административной юстиции, которые объединены в различные судебные системы. Соответственно, принудительный исполнитель не исполняет решений в пользу государства и вообще актов, принимаемых административными судами. Для этих целей существует особая система судебных исполнителей государственного казначейства, которые является государственными служащими.

Организационная структура органов принудительного исполнения США 1. Шерифы и их заместители; 2. Маршальская служба; 3. Частные юридические (коллекторские) агентства.

В США функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы исполнители, а также частные юридические (коллекторские) агентства. Маршалы являются должностными лицами федеральной системы юстиции, подчиняющиеся Генеральному прокурору США через Министерство юстиции США. Каждый из них назначается на 4 года Президентом и утверждается Сенатом и выполняет свои функции в пределах федерального судебного округа в США, таким образом, имеется 94 маршала США с подчиненными им аппаратами сотрудников общей численностью более 4000 человек (в обеспечении безопасности судов маршалам содействуют более 3 тысяч “контрактников” из охранных фирм). Центральным аппаратом по отношению ко всем маршалам США выступает Маршальская служба (U. S. Marshals Service) в составе Министерства юстиции США. Руководство Маршальской службой США осуществляется директором, назначаемым на должность Президентом. Маршалы США выполняют задачи, которые чрезвычайно важны для нормального и эффективного функционирования системы федеральной юстиции. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что государственные органы, ответственные за исполнение, используются там, где существует опасность возникновения физического конфликта или беспорядков. В этой связи значительную часть работы по принудительному взысканию в Соединенных Штатах Частные выполняют коллекторские агентства, тем самым освобождая государственные органы для работы над более серьезными делами. Это позволяет государственным органам, отвечающим за исполнение судебных решений, отдавать предпочтение более трудным или потенциально спорным делам, где государственные органы наиболее необходимы и эффективны. Методы работы частных коллекторских агентств различаются в различных местах, как и уровень регулирования в штатах, где они работают. Кроме этого, многие частные взыскания долгов осуществляются агентами, которым кредитор продает судебное решение, и эта продажа была должным образом зарегистрирована в суде, в котором было принято это решение. В этой связи коллекторскому агенту передаются все права кредитора, и кредитор получает согласованный авансовый платеж от коллекторского агента. Такое соглашение также включает в себя использование коллекторскими агентами, при необходимости, ресурса государственных ведомств. Процедура исполнительного производства в США регулируется законодательными актами штатов и правилами гражданского судопроизводства конкретного штата.

Функции Маршальской службы Помимо принудительного исполнения, на Маршальскую Службу США возложены следующие функции: обеспечение охраны федеральных судов, включая обеспечение безопасности судебных зданий и федеральных судей и судей магистратов, а также участников процесса, таких как присяжные заседатели и представители сторон; обеспечение порядка в зале судебных заседаний и конвоирование подсудимых, содержащихся под стражей; розыск и задержание лиц, скрывающихся от федерального правосудия; осуществление федеральной программы обеспечения безопасности свидетелей обвинения (в особенности по делам организованной преступности), которым угрожает опасность расправы со стороны преступных элементов; содержание под стражей и транспортировка заключенных; исполнение ордеров суда на аресты и обыски; изъятие, распоряжение и продажа собственности, конфискуемой в пользу государства у торговцев наркотиками и других преступников, и реализация национальной программы Министерства юстиции США по изъятию активов и конфискации собственности; привлечение к мероприятиям по охране зарубежных государственных деятелей, находящихся с официальным визитом в США; обеспечение охраны ядерных средств при их транспортировке по территории страны; реагирование на чрезвычайные обстоятельства, включая массовые беспорядки, террористические акты и другие кризисные ситуации, путем использования группы специального назначения и восстановление порядка; продажа конфискованного имущества; оказывает помощь МО и ВВС США при транспортировке боеголовок тактических ракет на военные базы США. Маршальская служба США в своём составе имеет отряды назначения, современное вооружение, спецсредства, транспорты различных видов и т. д.

Тюремное заключение В США в некоторых штатах к должнику, уклоняющегося от уплаты алиментов на содержание своего ребенка, при наличии уверенности в его платежеспособности, может быть применена такая мера как тюремное заключение. Кроме того, применяется такой способ заставить граждан выполнять свой долг перед детьми как ежемесячный доступ органов опеки и попечительства к информации о новых банковских счетах, открытых в финансовых учреждениях – тем самым выявляется должник.

Легализация судебного решения В США регулирование исполнительного производства осуществляется на уровне штатов, в связи с чем, решения суда, вынесенные в одном штате, необходимо легализовать в другом штате, для чего установлены необходимые правовые процедуры. В одних штатах такая легализация происходит через предъявление иска на решение, а в других прохождение регистрационной процедуры. Основанием для совершения исполнительных действий является исполнительный лист, который выдается клерком в суде либо в ряде штатов атторнеем, уполномоченным шерифом.

Раскрытие должником информации об имуществе В США если кредитору неизвестно о наличии собственности у должника, то должник может быть вызван в суд с целью проведения процедуры дополнительного раскрытия доказательств. Суд вправе потребовать от должника раскрыть сведения об имеющемся у него имуществе с целью последующего обращения на него взыскания. В случае неявки должника по повестке суда либо при его отказе раскрыть информацию о наличии имущества и его местонахождении должник может быть подвергнут заключению в тюрьме за неуважение к суду.

Розыск имущества должника В США работу по поиску активов должника выполняют адвокаты взыскателя, которые при этом используют как формальные (например, путем запроса через суд, кредитные агентства), так и неформальные (например, через частных детективов) пути поиска имущества. Взыскатель также может прибегнуть к услугам специальных агентств по сбору долгов.

Обращение взыскания на имущество должника Для наложения взыскания на имущество должника взыскатель направляет исполнительный лист маршалу США (или шерифу) При этом он предварительно оплачивает услуги по принудительному исполнению. Взыскатель вправе выбрать на какое имущество обратить взыскание.

Обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях Кредитор для взыскания денежных средств с банковских счетов должника должен информировать суд, в каком банке находится счет должника (и местоположение депозитного сейфа, если необходимо), хотя некоторые юрисдикции требуют более точной информации (например, номер счета). Затем кредитор получает от суда исполнительный лист и привлекает сотрудника аппарата шерифа для проведения процедур в банке, который должен предоставить активы кредитору или официальному хранителю до передачи кредитору, в зависимости от применяемого закона. Определенные средства освобождены от конфискации даже с банковских счетов. Правила варьируются в различных штатах, но обычно от взысканий исключены социальные пособия, включая пособия по инвалидности (даже те, которые получены из частных источников), пособия ветеранам, по уходу за детьми или алименты. Если должник утверждает, что конфискованные средства попадают под категорию исключения, то в различных штатах имеются законные процедуры по возвращению таких средств уполномоченным лицом (существует законный срок между конфискацией средств и возвратом кредитору) или кредитором, по правилам, установленными судом.

Хранение арестованного имущества должника Кредитор может получить исполнительный лист от суда, с тем, чтобы шериф с соответствующей территориальной юрисдикцией, где находится собственность должника, вручил постановление третьей стороне, владеющей собственностью должника, о передаче этой собственности шерифу. Затем собственность выставляется на аукцион, и выручка в первую очередь покрывает услуги шерифа, и затем требование кредитора.

Реализация имущества должника Интересен опыт США о порядке хранения машин в зависит от их стоимости. Машины по цене более 10 тыс. долл. помещаются для хранения на внутренние стоянки. Для более дорогостоящих машин требуется еще и соблюдение правил их обслуживания: ежемесячно автомобиль должен быть заведен и на нем надо проехать два метра туда и обратно. Требование об осмотре машин вызвано необходимостью обезопасить маршальскую службу от исков владельцев этих автомобилей. Конфискованные машины стоимостью до 500 долл. подлежат утилизации.

Реализация имущества должника Процесс реализации арестованного имущества от имени службы маршалов США проводят отобранные на конкурсной основе и обладающие необходимой лицензией корпорации. Информация об аукционах предварительно публикуется в периодической печати, прежде всего в газетах или журналах, имеющих высокий рейтинг.

Судебный исполнитель: требования, назначение На должность судебного исполнителя может быть назначен не судимый гражданин ФРГ, в возрасте не менее 23 и не более 39 лет, имеющий среднее юридическое образование и безупречную репутацию.

Судебный акт как основной исполнительный документ Юридическим основанием возбуждения исполнительного производства является выдаваемая служащим канцелярии суда, вынесшего судебный акт, официальная копия решения, на которой совершена исполнительная надпись. Исполнительная надпись представляет собой указываемую работником канцелярии суда на копии судебного акта формулировку следующего содержания: «заверенная копия вышестоящего документа выдается (наименование сторон) для целей принудительного исполнения» .

Виды исполнительных надписей 1. Простая исполнительная надпись; 2. Дополняющая исполнительная надпись; 3. Посредством изменяющей (передающей) исполнительной надписи; 4. Смешанная (частичная) надпись.

Исполнительная надпись может быть двух видов: простая или квалифицированная, последняя может быть дополняющей титул или изменяющей исполнительный титул. В зависимости от вида надписи различается и процедура ее выдачи. Простая исполнительная надпись производится должностными лицами канцелярии суда. Простая исполнительная надпись выдается компетентным органом в том случае, когда содержание исполнительного титула не требует изменения или если обращение к исполнению не связано с наступлением определенного события (истечение срока, встречное обеспечение). Такая надпись носит формальное, декларативное значение. Дополняющая исполнительная надпись устанавливает ограничительные условия или сроки исполнения. В таком случае взыскатель обязан доказать наступление определенных событий. Если бремя доказывания таких фактов лежит на должнике, то выдается простая исполнительная надпись. Посредством изменяющей (передающей) исполнительной надписи возможна замена сторон в исполнительных титулах в случае процессуального правопреемства.

Вручение Исполнительная надпись может быть двух видов: простая или квалифицированная, последняя может быть дополняющей титул или изменяющей исполнительный титул. В зависимости от вида надписи различается и процедура ее выдачи. Простая исполнительная надпись производится должностными лицами канцелярии суда. Простая исполнительная надпись выдается компетентным органом в том случае, когда содержание исполнительного титула не требует изменения или если обращение к исполнению не связано с наступлением определенного события (истечение срока, встречное обеспечение). Такая надпись носит формальное, декларативное значение. Дополняющая исполнительная надпись устанавливает ограничительные условия или сроки исполнения. В таком случае взыскатель обязан доказать наступление определенных событий. Если бремя доказывания таких фактов лежит на должнике, то выдается простая исполнительная надпись. Посредством изменяющей (передающей) исполнительной надписи возможна замена сторон в исполнительных титулах в случае процессуального правопреемства.

Электронный аукцион В Германии уже несколько лет осуществляется реализация имущества на электронных аукционах. Система электронных торгов охватывает почти всю страну и работает весьма эффективно. Например, предмет, выставленный на продажу с ценой 1 евро, был продан за 370 евро. То есть благодаря использованию электронных торгов цена выставленного на продажу имущества была увеличена в 370 раз. Достижению таких результатов способствует используемый порядок определения начальной продажной цены выставляемого на электронные торги имущества, которая не может быть менее 50 % рыночной стоимости. Использование указанной меры позволяет на первоначальном этапе повысить привлекательность предмета торгов и, соответственно, привлечь к участию в торгах максимально возможное количество потенциальных покупателей. Проведение электронных торгов осуществляется в заранее установленный временной промежуток (например, в течение двух недель), что создает для потенциального покупателя наиболее благоприятные условия, поскольку позволяет сделать ценовое предложение в любое удобное для него время до окончания торгов. Использование системы электронных торгов для реализации имущества минимизирует коррупционные риски, так как процедура реализации осуществляется в автоматическом режиме программно аппаратными средствами электронной торговой площадки, что исключает прямой контакт продавца и покупателей. При указанных условиях участие в торгах принимают покупатели, имеющие реальную заинтересованность в приобретении предмета торгов, что, безусловно, отражается на результативности реализации имущества должников. Вырученные от продажи принадлежащего должнику имущества денежные средства передаются кредитору в счет погашения долга.

Принудительное управление имуществом позволяет удовлетворить требования взыскателя за счет текущих поступлений от объекта недвижимости. Для принудительного управления применяются правила и условия, действующие для принудительной продажи за некоторыми исключениями. После вынесения определения об аресте недвижимого имущества и внесения соответствующей записи в земельный кадастр, суд по исполнению извещает стороны об установлении принудительного управления. Вследствие ареста имущества в рамках этой меры принудительного исполнения должник лишается прав владения и пользования объектом недвижимости, который передается определением суда принудительному управляющему. Он обязан совершать необходимые действия для сохранения объекта недвижимости в его хозяйственном предназначении и использовать его для удовлетворения требований взыскателя. Управляющий несет ответственность перед сторонами за умышленные действия, причинившие им вред. Деятельность управляющего находится под надзором суда по исполнению. После удовлетворения требований взыскателя и покрытия за счет доходов от управления всех расходов суд по исполнению своим определением отменяет решение о принудительном управлении и возвращает участок в пользование должника.

Заверение, заменяющее присягу, представляет собой публичное сообщение судебному исполнителю должником об имеющемся у него имуществе и имущественных правах. Данная мера применяется в случаях, если а) обращение взыскания не привело к полному удовлетворению требований кредитора, либо б) кредитор доказал преимущественную вероятность того, что в результате обращения взыскания он не может получить полного удовлетворения своих требований, либо в) должник отказался от проведения обыска, либо г) судебный исполнитель не обнаружил должника в его жилище после того, как он не менее чем за две недели известил об исполнении. Принятие заверения, заменяющего присягу, относится к компетенции судебного исполнителя, которому должник обязан представить опись своего имущества, а также основания и средства доказывания своих требований. В описи имущества должны быть также указаны совершенные в течение последних двух лет перед дачей заверения, возмездные отчуждения должника близким лицам, и совершенные должником безвозмездные исполнения в течение последних четырех лет перед дачей заверения. Принятое заверение, заменяющее присягу, судебный исполнитель незамедлительно представляет в суд, а копию направляет кредитору

Присяга Случаи, когда возможно принесение присяги: 1. Арест движимого имущества; 2. При аресте и переводе права требования, когда должник обязан дать взыскателю сведения, необходимые для предъявления требования в виде показаний, равносильных присяге; 3. Если вещь не была обнаружена и должник принуждается к выдаче вещи.

Принятие показаний, равносильных данным под присягой, производится судебным исполнителем при участковом суде, в округе которого на момент подачи заявления проживает должник. В случае неявки должника к судебному исполнителю для дачи заверения, заменяющего присягу, либо отказа от дачи такого заверения, суд выносит в отношении него приказ о заключении под стражу на срок до шести месяцев. При этом заключение под стражу не освобождает должника от обязанности в дачи соответствующего заверения и не исключает возможности повторного применения к должнику меры в виде заключения под стражу в случае отказа от такого заверения. Если должником сделано заверение, заменяющее присягу, его имя вносится в список должников, который ведет суд. Пребывание в списке должников существенно ограничивает экономически права должника, поскольку влечет отказ кредитных организаций в предоставлении должнику кредитов и открытии счета. Запись о регистрации в реестре должников погашается по истечении трех лет после окончания года, в котором дано соответствующее заверение, выдан приказ о заключении под стражу или истек шестимесячный срок содержания под стражей.

Отдельные способы принудительного исполнения На ценные бумаги взыскание может быть обращено без какой либо регистрации. Взыскатель, чтобы избежать продажи ценных бумаг, принадлежащих должнику, может вручить товариществу документ, в котором указывается размер долга и просьба о предотвращении продажи акций должника. Такой документ носит название «стоп-уведомление» (stop notice). Компания, получившая такой документ, не должна разрешать передачу акций, не послав кредитору уведомление. Кредитор обращается в Канцлерское отделение за приказом, запрещающим передачу. По истечении шести месяцев с момента вынесения приказа кредитор может возбудить процесс по реализации приказа о взыскании.

Способ «справедливого исполнения» В соответствии с Правилами взыскатель может воспользоваться способом «equitable execution» - справедливого исполнения, который заключается в том, что суд по просьбе взыскателя назначает какое либо лицо в качестве «получателя» . Получатель осуществляет контроль за всеми доходами, прибылями должника и, представляет в суд счета для санкционирования уплат взыскателю. За выполнение этой работы ему полагается вознаграждение в размере, устанавливаемом судом.

Секвестрация заключается в том, что суд поручает четырем или более лицам изъять у должника все движимое и личное имущество, и держать у себя до тех пор, пока должник не выполнит судебного решения. Чаще всего секвестрация применяет ся, когда должником является корпорация. В этом случае повестка о секвестрации может быть использована против собственности любого директора или другого чи новника корпорации.

Повестка о владении Это наиболее распространенный способ. Повестка о владении землей направляется шерифу с разрешением «войти и занять землю» должника, предварительно вызвав и взыскателя, чтобы тот «владел ею» . Повестка не может быть выписана без специального разрешения суда. Суд мо жет разрешить этот вопрос положительно, если будет уверен, что должник получил уведомление о процессе. Это необходимо, чтобы гарантировать защиту и должнику. Получив уведомление, должник имеет право представить в суд возражения, которые могут сделать невозможным применение повестки.

Сравнительно-правовой анализ систем принудительного исполнения России и

Comparative legal analysis of the enforcement systems of Russia and France

Дриц К. В.,

студент 3 курса Юридического факультета Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Санкт-Петербург e-mail: karina [email protected]

3rd year student Department of law

The North-West Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Saint Petersburg e-mail: karina_dritz@mail. ru

Аннотация.

В этой статье сравниваются системы принудительного исполнения России и Франции. Автор анализирует их особенности по различным критериям: правовой статус и структура; функции; и процедура розыска должника, его имущества и детей. В заключении исследователь делает вывод о сходстве и различии двух систем.

The article compares law enforcement systems of Russia and France. The author analyzes their features according to different criteria: the legal status and structure; functions; and a procedure of search of the debtor"s property and children. In conclusion, the researcher points out the similarities and differences between two systems.

Ключевые слова: исполнительное производство, принудительное исполнение, судебный пристав-исполнитель, должник.

Key words: enforcement proceedings, enforcement, the bailiff, the debtor.

Система принудительного исполнения имеет исключительно национальный характер, поэтому она всегда индивидуальна и обладает отличительными чертами, так как в разных странах она складывается под влиянием внутренних факторов. Тем не менее, есть черта, которая присуща национальным системам принудительного исполнения - их формирование зависит от источника финансирования. Выделяют три возможных системы принудительного исполнения: государственная; частная; и смешанная.

На законодательном уровне понятие «система принудительного исполнения» не определено, но в отечественной юридической науке система принудительного исполнения характеризуется как «совокупность

правовых норм, регулирующих порядок выдачи, предъявления и исполнения исполнительных документов, а также ответственность за их неисполнение» , поэтому система принудительного исполнения является отдельной отраслью права - исполнительного права.

Государственная система принудительного исполнения существует в таких государствах, как Россия, США, Финляндия, Северная Корея, Куба и Швеция . Однако, по мнению некоторых правоведов, чисто государственной можно назвать систему, существовавшую в СССР . Для данного типа системы принудительного исполнения характерно наличие у должностного лица статуса государственного служащего, обеспечивающего исполнителю, как прямому носителю властных полномочий, доступ к закрытой информации и возможность взаимодействовать с иными органами власти .

Частный тип системы принудительного исполнения свойственен, например, для таких стран, как Франция, Италия, Бельгия и других стран континентальной Европы . Здесь судебный исполнитель выступает как свободный профессионал, он организует свою деятельность самостоятельно и несет ответственность своим имуществом за результаты работы .

Смешанная система принудительного исполнения существует в Казахстане и сочетает в себе черты государственного и частного подхода .

В качестве примера сравним системы принудительного исполнения в России и Франции по таким критериям, как правовой статус и структура; функции; процедура розыска должника, его имущества и детей.

Правовой статус и структура. Исполнительное производство на территории России регулируется ФЗ -«Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах»; и кодексами - Гражданско-процессуальным кодексом и Арбитражно-процессуальным кодексом, а также иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, постановлениями Правительства РФ по вопросам исполнительного производства.

В соответствии с нормативным положением ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы .

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, иных актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов.

Во Франции полномочия принудительных исполнителей выполняются не государственными служащими, а лицами, которые получили лицензию от государства на данную деятельность и осуществляют самостоятельно. Так статус судебного исполнителя регламентируется Ордонансом от 2 ноября 1945 года; некоторые изменения в систему исполнительного производства были внесены в 1992 году .

Принудительный исполнитель во Франции выступает и должностным лицом, связанным с отправлением правосудия, и свободным профессионалом, которому государство делегировало функции исполнения выносимых судами решений по гражданским делам.

Вместе с полномочиями исполнитель получает от государства монополию на ряд юридических действий: вручение повесток и извещений; исполнение решения суда; составление актов, имеющих доказательственное значение.

Координацию деятельности судебных исполнителей осуществляет созданная при Министерстве юстиции Национальная палата судебных исполнителей, уполномоченная координации всех действий с судебными исполнителями стран Европейского Союза. Региональная палата объединяет судебных исполнителей, подведомственных апелляционному суду, урегулирует споры между Палатами на уровне департаментов либо с судебными исполнителями иной юрисдикции.

Министерство юстиции Франции, в свою очередь, выполняет контрольные функции в отношении исполнения судебных решений, определяет количество судебных исполнителей, занимается рассмотрением поступающих жалоб на действия судебных исполнителей, вносит соответствующие изменения в законодательные акты страны, касающиеся деятельности судебных исполнителей. Кроме того, контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется Прокурором Французской Республики посредством проведения инспекций и проверок финансовых и бухгалтерских документов . Прокурор вправе начать уголовное преследование судебного пристава либо принять решение о временном приостановлении такого преследования.

Функции. Полномочия и основные направления деятельности судебного пристава-исполнителя закреплены в ч. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах». К ним, среди прочих, относятся получение необходимой информации о должниках и их имуществе и сведений о его финансовом состоянии посредством обращения к работодателю должника, сбор требуемых документов, осмотр помещений и хранилищ, принадлежащих должнику либо иным лицам, в случае, если это предусмотрено вступившим в силу решением суда, а также арест, изъятие, передача на хранение и реализация имущества должников с целью погашения имеющегося долга. Судебный пристав-исполнитель вправе налагать арест на счета должника в банках и иных кредитных организациях, объявлять должников в розыск, принимать меры по розыску детей, когда предметом иска является отобрание или передача ребенка и вызывать на прием граждан и должностных лиц, указанных в исполнительных документах, а также запрашивать у них документы, удостоверяющие личность.

Судебные исполнители Франции осуществляют функции по исполнению судебных решений и задач, связанных с их исполнением, включая уведомление сторон о судебных актах, обеспечение соблюдения внутреннего порядка в зале суда и проведение публичных торгов (аукционов) по реализации движимого имущества.

Судебные исполнители имеют доступ к государственным документам, обладают правом на содействие Государственного Прокурора, в случае необходимости получения информации от других организаций.

В случае если судебному исполнителю необходим доступ на частное земельное владение, во время отсутствия владельца, это может быть сделано в присутствии двух свидетелей или полиции.

К полномочиям судебных исполнителей Франции относится выполнение функций, не связанных с принудительным исполнением судебных решений. В частности, к таким функциям относятся: уведомление о состоявшихся судебных решениях, доставление судебных повесток, оказание юридических консультаций, установление по поручению судьи соответствующих фактов, необходимых для надлежащего рассмотрения

судом того или иного спора (к примеру, степени завершения строительства объекта, порядка проведения общего собрания акционеров и др.).

Во Франции функция вручения актов, судебных и внесудебных документов также возлагается на судебных приставов . Это одна из наиболее важных функций, закрепленная в статье 1 Ордонанса «О статусе судебных исполнителей» от 02.11.1945 № 45-2592, которая устанавливает, что судебный исполнитель является лицом, осуществляющим публичные функции и обладающим исключительным правом вручать акты.

Розыск должника, его имущества и детей. В Российской Федерации розыск должника, его имущества или детей осуществляется в соответствии со ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Так в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или детей, если совершенные до этого момента процессуальные действия не позволили установить объект розыска. На основании имеющихся исполнительных документов пристав-исполнитель объявляет розыск по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя. Розыск объявляется либо по месту исполнения исполнительного документа, либо по последнему месту жительства (пребывания) должника или ребенка, местонахождению имущества должника, либо по месту жительства взыскателя. Розыск имущества должников, физических и юридических лиц, осуществляется ФССП, а розыск должника-гражданина -органами внутренних дел.

Одним из важнейших направлений работы розыскных подразделений выступает получение информации о должниках, их имущественном положении в целях дальнейшего использования информации в ходе розыскных мероприятий. Данные сведения предоставляются контрольно-учетными, регистрирующими и другими органами и организациями.

В сфере розыска имущества должников немаловажное значение имеет розыск имущественных прав должников, их имущества, сбор информации об оформлении субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками проездных документов должникам, а также о перемещениях должников различными видами транспорта. Одним из вариантов сбора полной информации о должнике и его имущественном положении является использование открытой информации, размещенной на социальных сайтах в сети Интернет. Изучение такой информации на персональных страницах должников в некоторых случаях позволяет установить местонахождение, как должников, так и их имущества.

Во Франции необходимую информацию об имущественном положении должника предоставляет взыскатель. Однако иногда взыскатель, добивающийся принудительного взыскания, сталкивается с тем, что ему трудно определить местонахождение имущественных активов должника. В этом случае прокурор обязан способствовать поискам информации, необходимой для процессуальных действий, направленных против должника .

Судебный исполнитель обладает полномочиями по составлению и подаче заявлений, связанных с поиском информации. В заявлении уточняется предмет спора. К нему прилагается копия исполнительного документа и заверенная выписка из протокола о проведенных, но безрезультатных поисках. Задача прокурора Французской Республики заключается в том, чтобы направить запрос на предоставление сведений административным органам, государственным предприятиям и учреждениям (сведения об адресе организаций, в которых был открыт счет на имя должника, об адресе должника или работодателя должника). Судебный

исполнитель может получать адреса организаций, в которых открыты счета на имя должника, непосредственно в налоговых органах.

Таким образом, на основе сравнительного анализа систем принудительного исполнения России и Франции можно сделать, что их общими чертами являются способы взыскания и ряд принципов организации работы, такие как равноправие сторон, гласность, надзор за системой исполнительного производства. Различие заключается в разной степени влияния на их деятельность судебного надзора, порядке финансирования и получения информации о местонахождении должника и его имущественных активов.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. от 28 декабря 2016 г. N 492-ФЗ) // Российская газета. - 2007. - N 223.

2. Ильинская Е. П. Сравнительный анализ частной и государственной системы Российской Федерации // Практика исполнительного производства. - 2016. - № 1. - С. 30-51.

3. Кузнецов Е. Н. Исполнительное производство Франции (монография) / Е. Н. Кузнецов. - СПб: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та; Изд-во юрид. ф-та С.-Петерб. гос. Ун-та. - 2005. - 280 с.

4. Кузнецов Е. Н. Организация исполнительного производства во Франции // Арбитражный и гражданский процесс. - 2001. - № 8. - С. 41-46.

5. Кузнецов Е. Н. Современное законодательство Франции об исполнительном производстве (Закон от 9 июля 1991 г. № 91-650) // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. - 2005. -№ 3. - С. 559-586.

6. Мамаев А. А. Влияние модели исполнительного производства на роль взыскателя в исполнительном производстве и активная роль взыскателя при российской модели // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 6. - С. 44-50.

7. Федотова Ю. Г. Государственный контроль в исполнительном производстве // Практика исполнительного производства. - 2012. - № 6. - С. 2-9.

8. Цепкова Т. М., Филиппов С. А. Некоторые вопросы исполнительного производства российского и зарубежного законодательства // Вестник СГЮА. - 2014. - №2 (97). - С. 159-164.

9. Ярков В. В. Основные мировые системы принудительного исполнения // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л. Ф. Лесницкой, М. А. Рожковой. - М., 2011. - С. 465-504.

10. Ярков В. В. Небюджетная (частная) организация принудительного исполнения: «за» и «против» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2007. - № 9. - С. 24-43.

11. Хацук Ж. В. Системы принудительного исполнения за рубежом // Проблемы гражданского права и процесса: сборник научных статей / ГрГУ им. Я. Купалы; ред. кол.: И. Э. Мартыненко (гл. ред.) [и др.]. - Гродно: ГрГУ, 2013. - С. 364-375.

12. Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому АО Югре. Режим доступа: http://r86.fsspms.ru/francuzskaja_respuЫika/?prmt=1 (дата обращения: 19.03.17).

13. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Режим доступа: Ы1р:/^ргш.гиЛШег_ехрейепсе97/?рпЩ=1 (дата обращения: 19.03.17).

(Пробіеиь! современного российского законодате іьства материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 18 октября 2012 г.) в 2 ч РИА Минюста России Иркут юрио ин-т (ф-ч) M, Иркутск, 2012 Ч I C 169-173)

Автор приходит к выводу о целесообразности использования наряду с понятием системы принудительного исполнения понятия модели исполнительного производства, подразделяя соответствующие модели на административные и процесс) альные Предлагается установить институт частных судебных исполнитетей. подчиняющихся арбитражном) суду

Согласно профессору В. В. Яркову по способу организации профессии судебного исполнителя, возможностям и пределам участия негосударственных организаций в исполнительном производстве в мире сложились следующие модели исполнительного производства: публично-правовая (СССР); частно-правовая, иначе называемая небюджетной (Франция, Бенилюкс, Греция и цр.); смешанная (Германия, США, Россия) 51 . Публично-правовая система, как указывает В. В. Ярков, характеризуется тем, что и судебный исполнитель, и сотрудники всех вовлеченных в процесс исполнения организаций (торговых, специалисты по оценке и пр.), состоят на государственной службе. Для публично- 1 Ярков В В Основные мировые системы принудительного исполнения // Универсптетські на)KOBi записки Украина Хмельницкий, 2006 №2(18) C 84-86

правовой организации принудительного исполнения, по мнению профессора В. В. Яркова, характерно полное огосударствление всех ее сторон, отсутствие частной инициативы при совершении отдельных видов исполнительных действий. Подразделяя системы принудительного исполнения на публичные, частные и смешанные. профессор В. В. Ярков подчеркивает, что данная классификация не является полностью юридически чистой, но позволяет лучше понять содержание системы принудительного исполнения в конкретной стране. Действительно, с юридической точки зрения трудно говорить о том, что при совершении отдельных видов исполнительных действий в советской системе принудительного исполнения отсутствовала частная инициатива. В частности, по инициативе взыскателя ему возвращался исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено не полно (п. 42 Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной приказом Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. № 22). Нельзя утверждать, что сотрудники всех организаций вовлеченных в советский исполнительный процесс, де-юре состояли на государственной службе. Например, колхозы и иные кооперативные организации могли выступать в качестве агентов исполнения. Пункты 105-118 названной инструкции регламентировали исполнение обязанности колхозов и кооперативных организаций по удержанию денежных средств из заработной платы и доходов за труд, включая денежные и натуральные выплаты. Члены колхозов и иных кооперативных организаций, действовавшие в исполнительном производстве от имени колхозов и кооперативов, государственными служащими не являлись. Тем не менее, следует согласиться с характеристикой системы принудительного исполнения, существовавшей в СССР, как системы публичной. Согласиться не потому, что вся социальная инфраструктура (система), обслуживающая принудительное исполнение являлась государственной, а потому что судебные исполнители, а также исполнители других ведомств (не отождествлять с агентами исполнения), являлись государственными служащими и получали зарплату (жалованье, довольствие, содержание) из государственного бюджета. В настоящее время к публичным системам, как мы полагаем, следует отнести исполнительные производства Республики Бе- парусь и Российской Федерации.

Частные (небюджетные) системы принудительного исполнения, согласно профессору В. В. Яркову, характеризуются тем, что государство не финансирует деятельность судебных исполнителей, но возлагает на них расходы по самофинансированию и бремя полной имущественной ответственности перед клиентами-взыскателями. При этом судебный исполнитель получает полномочия от государства, назначается государством на должность . Таким образом, небюджетную систему можно именовать частной лишь условно, частный судебный исполнитель есть публичное лицо, помощник правосудия, а не коллектор (частный сборщик долгов). Вместе с тем, наличие небюджетной системы не исключает системы публичной (бюджетной). Во Франции, наряду с частными судебными исполнителями ((huissier de justice) принудительное исполнение осуществляют судебные исполнители государственного казначейства, являющиеся государственными служащими . Смешанная система, профессор В. В. Ярков именует ее моделью, характеризуется тем. что в процедуру принудительного исполнения допускаются организации различных организационно-правовых форм, специализирующиеся на розыске должников и их имущества, оценке, хранении и реализации арестованного имущества. При этом профессор подчеркивает, что степень «приватизации» принудительного исполнения зависит от правовых традиций страны (в Германии пристав, будучи должностным лицом - чиновником судебного ведомства, получает часть денежных средств, выплачиваемых стороной исполнительного производства за осуществление приставом своих функций) . Здесь нам следует вспомнить, что по уже не действующему Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель мог получать вознаграждение в размере не менее пяти процентов от взысканной с>ммы или стоимости имущества, но не более десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 89).

Подразделение систем принудительного исполнения на частные, публичные и смешанные не основано на четких критери- ях. В зависимости от замысла классификатора, одну и ту же систему именуют публичной, частной или смешанной. Если желаем сказать, что в СССР частному лицу, соприкоснувшемуся со сферой исполнительного производства, или судебному исполнителю было трудно или невозможно заработать легальным образом, то относим советское исполнительное производство к публичным системам. Если надо подчеркнуть, что в Германии, где не допускают и мысли о частных судебных приставах, исполнителю дают легальную возможность получить скромный «приварок» к жалованью. то отнесем германское исполнительное производство к системам смешанным. Более правильно вести речь не о системе исполнительного производства, под которой понимается вся совокупность облеченных в правовые формы экономических связей в сфере принудительного исполнения и вокруг него, вся инфраструктура, оказывающая услуги по исполнению (оценка, хранение, представительство, организация торгов и ироч.), а о модели принудительного исполнения. Мы опасаемся говорить о системах, поскольку в принудительном исполнении все системы- публичные или смешанные, в зависимости от целей классификатора. Не будет ошибкой вести речь о публичности даже древних или средневековых систем, в которых взыскатель легально мог самостоятельно прибегнуть к мерам принуждения. В те времена, взыскатель, полагающий неразумным использовать собственные силы, часто сговаривался с финансовыми чиновниками о том, что сборщики податей, королевские стражники, бейлифы, взыщут не только налоги, но и частные долги (за вознаграждение, разумеется).

В отличие от системы принудительного исполнения, его модель определяется четким критерием: процедурой, по правилам которой происходит рассмотрение жалобы на акты (действие, бездействие) судебного исполнителя. Если жалоба рассматривается по общим правилам производства по делам из административных и иных публичных правоотношений, перед нами административная модель исполнительного производства. В современной России исполнительное производство организовано по административной модели. Утверждения о том. что российское исполнительное производство есть часть процесса, справедливы, но только в отношении идеального гражданского (арбитражного) процесса, представления о котором существуют лишь в правосознании, но никак не в законодательстве. Для российского суда пристав-исполнитель не помощник правосудия, а должностное лицо постороннего ведомства, акты которого могут оспариваться на равных началах с актами других публичных органов и их должностных лиц, в отличие, скажем от судебных или следственных актов. Если жалоба на действия судебного исполнителя. его промедление или отказ в совершении действий (актов) рассматривается в особом порядке, в котором действует презумпция законности действий (бездействия) исполнителя, перед нами процессуальная модель исполнительного производства. К данной модели относится принудительное исполнение Советского Союза, Республики Беларусь и Республики Казахстан. При этом не имеет принципиального значения, состоит или нет судебный исполнитель в штатах судебного ведомства. Подразделения исполнения могут подчиняться судам, как это имеет место в хозяйственных судах Республике Беларусь, пребывать в двойном подчинении у министерства юстиции и суда (Советский Союз, суды обшей юрисдикции Республики Беларусь), являться структурными частями (подразделениями) специального административного органа, подведомственному министерству юстиции (Казахстан). Ведомственная принадлежность не имеет значения. Главное заключается в другом, а именно, относятся ли в суде к судебному исполнителю как к своему, так же как относятся к следователю или прокурору, или как к чужому, так как сегодня относятся в российском суде к судебному приставу- исполнителю. Если как к своему - рассматривают жалобы в особом порядке, если как чужому - рассматривают жалобы в порядке общем на равных основаниях с жалобами на действия иных должностных лиц государственных и муниципальных органов. Полагаем, будет удачей совместить опыт Беларуси, где государственные судебные исполнители подчиняются хозяйственным судам, с опытом Казахстана, где введен институт частных судебных исполнителей, и снабдить арбитражные суды штатами частных (небюджетных) судебных исполнителей. Жалобы на действия своих частных судебных исполнителей арбитражные суды могут рассматривать в том порядке, в каком они рассматривают жалобы на арбитражных управляющих.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Номинация «Зарубежный опыт в сфере исполнительного производства» (1-е место)

К.М. ИВАНЧИН,

студент 4-го курса Дальневосточного федерального университета

научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Е.И. Карева

Введение

Добиться массового добровольного исполнения судебных актов гражданами и организациями без применения принуждения не удавалось еще ни в одном государстве. До сих пор добровольная уступка должником денежных средств или имущества не стала неотъемлемой частью правовой культуры. Иначе говоря, решение имущественного спора осуществляется чаще всего только в результате упорной борьбы сторон. Именно по этой причине для обеспечения восстановления ущемленных прав и интересов граждан во всех государствах, независимо от экономической и военной мощи, создаются специальные службы.

Изменения социального и политического характера, произошедшие в России за последние два десятилетия, постепенная интеграция государства в мировое сообщество и многие другие факторы повлекли за собой создание новой правовой действительности, вызвавшей реформирование отечественной системы правосудия. Множество проблем пришлось решать и в сфере исполнения судебных и иных решений. В свете изложенного задача совершенствования исполнительного производства, поиска оптимальных моделей его организации приобретает особую актуальность.

Изучение правового опыта и норм отдельных отраслей и институтов права зарубежных стран важно для определения целесообразности их адаптации к российской правовой системе с целью применения на практике.

Несмотря на активное реформирование исполнительного производства, увеличение затрат на организацию и функционирование органов принудительного исполнения, главной проблемой остается низкая исполняемость судебных и иных решений. В среднем в России исполняется менее 40% судебных решений. Недопустимо низким (менее 11%) остается процент фактической реализации имущества, изъятого в порядке исполнительного производства. Все это в значительной степени подрывает престиж судебной власти.

Целью исследования является сравнительный анализ законодательства и практики правоприменения в сфере исполнения судебных и иных решений в России и зарубежных странах и формулирование предложений по реформированию и совершенствованию системы исполнительного производства.

Для достижения поставленной цели были:

Рассмотрены основные классификации мировых систем принудительного исполнения;

Определены особенности исполнительного производства в зарубежных странах;

Проанализирована эффективность некоторых методов и средств, используемых в исполнительном производстве России и зарубежных стран;

‡- сформулированы основные предложения по реформированию существующей в России системы исполнительного производства.

В работе в основном были использованы такие общенаучные методы, как системный и функциональный подходы, а также анализ, синтез и сравнение.

Теоретическую основу работы составили труды известных ученых - В.В. Яркова, И.В. Решетниковой, О.А. Долгополова, В.О. Аболонина, Е.И. Чугуновой и др.

В работе использовались и труды зарубежных авторов: А. Uzelac, В. Hess, S. Goldstein, К. Zweiger, Н. Kotz, R. Na-pierala и др.

Глава 1. Мировые системы исполнительного производства: сравнительно-правовой анализ

Сравнение моделей построения и функционирования различных систем гражданской юрисдикции, включая исполнительное производство, крайне важно. В настоящее время сравнительно-правовые исследования значимы не только и не столько по причинам научного характера. К тому есть немало причин чисто прагматических, вызванных необходимостью эффективного правового регулирования и стимулирования развития экономической жизни. В настоящее время наблюдается острая конкуренция различных правовых систем, когда государства, создающие лучшие правовые условия для ведения бизнеса, защиты прав инвесторов, предлагающие более удобные юрисдикционные условия для разрешения споров и исполнения судебных решений, в конечном счете привлекают к себе капиталы и людей.

Необходимо оценивать роль российской правовой системы как важнейшего фактора конкурентоспособности нашей страны и работать над ее совершенствованием. Это имеет прямое отношение к судебной и в целом к юрисдикционной системе (включая исполнительное производство), поскольку она в значительной степени создает правовой образ страны и определяет ее привлекательность для предпринимательской деятельности.

Без надлежащего и своевременного исполнения судебного решения невозможно говорить о состоятельности судебной власти и полноценном осуществлении ее полномочий в правовой системе страны. При этом эффективная система принудительного исполнения важна не только для повышения авторитета судебной власти. Главный результат ее деятельности - экономический: сильная система принудительного исполнения самим своим существованием способна превентивно воздействовать на поведение участников гражданского оборота и регулировать экономические процессы в обществе, т. е. сделать правомерное поведение более выгодным.

При выборе направления развития исполнительного производства и системы принудительного исполнения следует определить модель организации системы принудительного исполнения и решить, необходим ли переход к иной модели, которая, возможно, обеспечит более эффективное решение задач, стоящих перед органами принудительного исполнения, или лучше совершенствовать действующую модель исполнения. Таким образом, вопрос о форме организации Федеральной службы судебных приставов и всей системы принудительного исполнения в России сейчас относится к наиболее дискуссионным.

Для определения тенденций развития мировых систем принудительного исполнения необходимо рассмотреть классификацию этих систем. Системы принудительного исполнения различают по ряду критериев.

Например, профессор А. Uzelac выделяет судебную систему исполнения, систему исполнения как часть исполнительной власти и частную систему исполнения.

Профессор Б. Хесс (В. Hess) классифицирует системы принудительного исполнения, подразделяя их на централизованные и децентрализованные, а органы исполнения делит на ориентированные на исполнение через судебного исполнителя, судебно-ориентированные, смешанные и административные.

При классификации систем принудительного исполнения по способу организации профессии судебного исполнителя, а также по возможности и пределу участия негосударственных организаций в исполнительном производстве выделяют публично-правовую, частноправовую (небюджетную) и публично-правовую с элементами частноправовой (смешанную) модели исполнительного производства.

В чистом виде публично-правовая (полностью государственная по форме) организация исполнительного производства сложилась в советское время, когда и судебный исполнитель, и сотрудники всех вовлеченных в процесс исполнения организаций состояли на государственной службе. Публично-правовая организация исполнительного производства характеризуется полным огосударствлением всех ее сторон, отсутствием частной инициативы при совершении отдельных видов исполнительных действий. В настоящее время такая организация, возможно, сохранилась в Северной Корее, на Кубе, но, как отмечают исследователи, собрать достоверный материал на этот счет достаточно сложно.

В связи с тем что как достоинства и потенциал, так и недостатки публично-правовой и смешанной систем хорошо известны, все большее внимание привлекает частноправовая система принудительного исполнения юрисдикционных актов.

Она характеризуется тем, что профессия судебного исполнителя организована на либеральной основе: судебный исполнитель является профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим полную имущественную ответственность за результаты своей работы. Таким образом организована система принудительного исполнения во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Италии, Греции и ряде других стран, которые восприняли французскую систему либерализации деятельности специалистов юридических профессий. В Великобритании наряду с приставами - государственными служащими есть и небюджетные приставы.

По мнению ряда авторов, такая система исполнения юрисдикционных актов наиболее приспособлена к потребностям общества и государства, к осуществлению хозяйственной деятельности субъектов гражданского оборота; она в большинстве случаев гарантирует своевременное исполнение актов органов гражданской юрисдикции, что и обусловливает ее привлекательность для стран, реформирующих свои системы принудительного исполнения.

Несомненно, частноправовая организация системы принудительного исполнения заслуживает пристального внимания. При этом необходимо видеть как положительные результаты принятия такой модели организации принудительного исполнения, так и отрицательные. К числу первых можно отнести то, что государство снимает с себя бремя финансирования системы органов принудительного исполнения - оно ложится исключительно на должников. Оплата труда судебного пристава-исполнителя напрямую зависит от результатов его деятельности по исполнению юрисдикционных актов, что позволяет повысить эффективность системы принудительного исполнения.

Но возможны и отрицательные последствия введения частноправовой системы принудительного исполнения: злоупотребления со стороны судебных приставов-исполнителей, поскольку стимулом их работы будет стремление к получению как можно большей прибыли; угроза криминализации этого сегмента правовой деятельности ввиду его значимости и возможности получения через судебного пристава-исполнителя информации о должнике и его платежеспособности.

Нельзя не учитывать и того, что переход к частноправовой системе исполнения может привести к значительному увеличению доходов судебных приставов-исполнителей по сравнению с доходами представителей других юридических профессий.

Одной из последних стран, внедривших французскую либеральную модель исполнительного производства, стала Литва. С января 2003 года литовские судебные исполнители перестали быть государственными служащими, получив статус свободных профессионалов на основе Закона о судебных исполнителях.

Более распространена в современных правовых системах смешанная модель организации исполнительного производства, когда при публично-правовой организации профессии судебного пристава-исполнителя в разной степени в процесс исполнения допускаются организации, действующие на самой различной организационно-правовой основе, в частности, специализирующиеся на розыске должников и их имущества, оценке, хранении и реализации имущества должника. При этом в разных странах степень «приватизации» процесса исполнения различна. Например, в Германии судебный пристав, являясь должностным лицом судебной системы, часть денежных средств получает непосредственно за осуществление своих функций.

Публично-правовая организация системы исполнения с элементами частноправовой модели существует в странах Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании), Германии, США и в ряде других государств.

В США розыском активов должника занимаются адвокаты взыскателя, которые при этом используют как формальные пути розыска (например, с помощью запроса через суд, кредитные агентства), так и неформальные (через частных детективов). Взыскатель также может прибегнуть к услугам специальных агентств по сбору долгов.

Работа таких агентств распространена в ФРГ, Дании, Швеции, Финляндии и бывает достаточно успешной.

Несомненно, опыт стран, которые перешли или переходят на частноправовую или смешанную модель исполнения, заслуживает изучения и осмысления и может быть учтен при обсуждении реформирования системы принудительного исполнения России.

Система исполнительного производства России сегодня характеризуется тем, что отдельные функции, осуществляемые в процессе принудительного исполнения, переданы организациям и лицам, не входящим в систему государственных органов и органов местного самоуправления. По мнению ряда исследователей, подобное сочетание публично-правового и частноправового начал в исполнительном производстве «позволяет сосредоточиться государственным органам - Федеральной службе судебных приставов - на публично-правовых функциях, а именно принудительном исполнении, привлекая в данную сферу коммерческие организации, которые в конечном счете работают под контролем государства, поскольку заинтересованные лица всегда вправе обратиться в случае нарушения или оспаривания их прав и законных интересов с иском в суд».

Вместе с тем нельзя не видеть, что либерализация привела к значительному увеличению расходов на принудительное исполнение, разрастанию структур, которые мало заинтересованы в повышении эффективности исполнения юрисдикционных актов. Следует обратить внимание и на высокий уровень криминализации приватизированного сегмента в сфере исполнительного производства, а также на то, что реализация арестованного имущества в настоящее время находится вне контроля ФССП России.

Предпосылки для внедрения частной модели добровольного и принудительного исполнения юрисдикционных актов в сфере исполнительного производства сегодня в России есть. Представляется более приемлемой организация системы добровольного и принудительного исполнения по типу института адвокатуры и института нотариата.

Классификация систем принудительного исполнения по месту соответствующих органов и должностных лиц в механизме государства. Исходя из места органов исполнения в государственном механизме, можно выделить три модели организации принудительного исполнения:

1) органы принудительного исполнения действуют при суде;

2) исполнительное производство сосредоточено в руках исполнительной власти;

3) часть органов исполнения действуют при суде, часть - в системе исполнительной власти (смешанная модель принудительного исполнения).

Судебная модель. Судебные исполнители являются должностными лицами при судах, либо сами функции принудительного исполнения возложены на суды. Такая модель принудительного исполнения действует, к примеру, в Германии, Дании, Испании, на Кипре.

Типичным примером судебной модели служит организация принудительного исполнения в Германии, где исполнительное производство осуществляют регистраторы суда, у которых имеется специальный сертификат, дающий право исполнять решения суда. Основным субъектом исполнительного производства является судебный исполнитель.

Однако и здесь ряд полномочий по принудительному исполнению принадлежит органам исполнительной власти: например, служба поземельного кадастра занимается исполнением решений в части, относящейся к недвижимости. Принудительное исполнение решений по гражданским делам производится только государственными органами. Возможность принудительного исполнения решений частными лицами н

Поделитесь статьей с коллегами:

 

Возможно, будет полезно почитать: