Шпаргалка: Организация перевозок и управление на транспорте. Организация перевозок и управление на транспорте – что за профессия Перевозки и управление на транспорте

Как область науки специальность 23.02.01 организация перевозок и управление на транспорте (по видам), иначе неофициально называемая сейчас, как транспортная логистика, является востребованной специальностью на высоко конкурентном рынке труда современной российской экономики.

Реализация транспортных задач путем оптимизации движения транспорта с учетом интересов производителей товаров, перевозчиков и потребителей лежат в основе работы специалистов. Причем, современные требования квалифицированного решения этих задач находятся в комплексной взаимосвязи с процессами не только местной, но и глобальной экономики, с тенденциями взаимодействия в рамках, как межрегионального, так и международного разделения труда и свободного движения товаров и капитала.

Специальность организация перевозок в ВУЗе

Всего осуществляют обучение 81 российских гражданских и военных ВУЗов (институтов, университетов и академий), имеющих 23.02.01 – код специальности организация перевозок и управление на транспорте. Среди них высшие учебные заведения, выпускающие специалистов не только по всем видам транспорта: специальность организация перевозок на железнодорожном транспорте, организация перевозок на автомобильном транспорте, организация авиационных перевозок специальность, но и даже по отдельным направлениям, таким, как, например, сухопутный транспорт, воздушные и водные перевозки, как грузовые, а также пассажирские перевозки.

Для поступления в ВУЗ на специальность Организация перевозок необходимо предоставить результаты ЕГЭ :

  • по математике;
  • по физике;
  • по русскому языку.

Проходная сумма баллов – от 150 до 200 баллов.

Срок обучения при очной форме – пять лет, а при заочной – на год больше.

Работа по специальности организация перевозок

Основными видами деятельности дипломированных специалистов в сфере организации грузо- и пассажирских перевозок:

  • повышение эффективности и качественных показателей перевозок;
  • реализация эффективных методов использования, как технических, так и людских ресурсов;
  • разработка и реализация эффективных схем и алгоритмов логистики транспорта;
  • разработка мероприятий для безопасных перевозок в различных условиях;
  • обеспечение соблюдения безопасности труда, санитарии, а также противопожарной защиты техники и персонала.

Студенты старших курсов, получая специальность организация перевозок, кем работать имеют возможность выбора:

  • диспетчерами в крупных транспортных компаниях и фирмах;
  • инженерами-логистиками в системах терминалов (включая и международные) всех видов транспорта;
  • специалистами в дилерских автомобильных кампаниях и автозаводах;
  • специалистами в отделах транспорта государственных и муниципальных администрациях;
  • сотрудниками государственных автомобильных инспекций (офицерского состава) и других учреждений, которые осуществляют контроль за движением транспорта.

Выпускники ВУЗов, имея специальность организация перевозок, где работать могут определиться во время обучения, так как многие ВУЗы имеют с транспортными компаниями тесные связи для трудоустройства выпускников. Поэтому проблема выбора места работы специалистам – транспортникам к концу обучения не бывает актуальной.

№1 Организация безопасности дорожного движения

1. Федеральный закон.

Принят гос.думой 15.11.95г. Настоящий Ф.З.определяет правовые положения, основы обеспечения безоп-ти дорожного движения на территории Р.Ф. Задачами настоящего Ф,З, являются: охрана жизни, здоровья, имущество граждан.

Защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и гос-ва путем предуп-я ДТП и снижения тяжести происшествий. Для целей настоящего Ферального закона применяются следующие основные термины:

Дорожное дв-е - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

БДД – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспорных происшествий и их последствий;

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе дв-я дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

Обеспечение безопасности дорожного дв-я – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновение дорожно-транспорных происшествий, снижение их последствий;

Участник дор-го дв-я – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дор-го дв-я в качестве водителя транспорного средства, пешехода, пассажира транс-го сред-а;

Организация дор-го дв-я – комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению дв-ем на дорогах;

дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для дв-я транс-х средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога вкл. в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

3. Нормативные документы по орган-ии и без-ти дорожног дв-я.

Дорожное дв-е – система взаимод-я транс-х и пешеходных потоков, упорядочение этого процесса осущ-ся нормативными и положит-ми, основными из кот. явл правила дор.дв-я. первые правила были подписаны 10июня 1920г. С 1 января 1961г. были введены первые еденные правила дв-я по улицам, по дорогам СССР. В Р.Ф. Действует гос-я система бдд, сущность кот. закл. В убеждениях или при необходимости, в принуждении используя силу гос-ой власти. Соблюдать законы дорожного дв-я всеми учреждениями, а также гражданами и должностными лицами. В 1968г в Вене на конференции ООН по дорожному дв-ю были приняты 2 междун-х соглашения:

Конвенция о дорожном движении

Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

В конвенции о дорожном дв-ии содержится общие положения по орган-ии дорожного дв-я, требования к транс-м средствам допускаемых к междун-му движению, требования к образцам водительских удостоверений и порядок их выдачи. Требования к водителям и порядок присоединения гос-в к конвенции, кроме того, приводятся определения термина конвенция о дорожных знаках - определяет соответствующие термины и обозначения, устанавливает общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям и разметкам дорог. В 1973г были введены правила дор-го дв-я разработанные с учетом требований этих конвенций. Междун-е нормативные документы по орган-ии и без-ти дв-я разрабатываются следующими организ-ми: 1 комитетом по внутреннему тран-ту, 2 европейской экон-ой комиссии организаций обьедененных наций,3 международной орган-ей стандартизации iso. В Р.Ф. нормативными док-ми явл. ГОСТ (госуд-ый стандарт), ОСТ (отраслевой стандарт), ОТ (отраслевые нормативы), РТМ (руководящие технические материалы) ГОСТ, касающиеся элементов консруктивной без-ти а/м разработаны в соответствии с правилами ЕЭК ООН (единая экон-я комиссия) и их действие распространяется на все организации изготовители нормируемой продукции. Действие отраслевых стандартов и отраслевых нормативов распространяется только на отрасль??/

РТМ на одну или группу заводов или какую либо категорию транс-х средств. Нормативными документами в области проектирования и строительства а/м дорог явл. строительные нормы и правила (СНИП). В странах регламентированы расчетные скорости нагрузки на ось а/м, геометрические параметры дорог, пересечения и примыкания улиц, коэф-т сцепления, обустройство дорог, тротуаров, пешеходных переход и озеленения.

4. Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением без-ти дор-го дв-я.

1. В целях обеспечения без-ти дорожного дв-я лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

Транспортно-экспедиционное обслуживание юр. и физ. лиц

Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе

Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений на них

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей транс-х средств, руководителей и специалистов предприятий транспорта непосредственно связанных с обеспечением безоп-ти дорожного дв-я, в порядке, предусмотренном для лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Р.Ф.

Изготовление, установка и эксплуатация технических средств и систем регулирования дор-го дв-я

Проведение инструментальной проверки технического состояния транс-х средств

Изготовление бланков водительских удостоверений, гос-х регистрационных знаков на транспортные средства, справок-отчетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транс-х средств и их водителей к участию в дорожном дв-ии

Торговля транспортными средствами и номерными агрегатами.

5. Система, водитель – автомобиль – дорога - среда.

6. Безопасность транспорных средств. Виды безопасности.

Виды безопасности, различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства. Безопасность транспортного средства вкл. в себя комплекс конструктивных и эксплутационных св-в снижающих вероятность возникновения ДТП, тяжесть их последствий, отрицательное влияние на окр, среду.

Активная безопасность - св-во транспортного средства снижающее вероятность ДТП.

Анализ св-в активной без-ти позволяет с определенной степенью условности обьеденить их в следующие основные группы:

Св-во в знач-ой степени зависящее от действий водителя по управ-ию транс-м средством (тяговоскоросные, тормозные, устойчивость, управляемость, информативность)

Св-во независящее или зависящее в не значительной степени от действий водителя по упр-ию транс-м сред-вом (надежность элементов конструкции, весовые и габаритные параметры тран-го сред-ва)

Св-ва определ-е возмож-ть эффек-ной деятельности водителя по управ-ю транс-м сред-вом (рабочее место водителя)

Пассивная безоп-ть- св-во транс-го средства снижающее тяжесть последствий ДТП.

Различают внутреннюю и внешнюю пассивную безоп-ть.

Внутренняя - определяет конструктивные возможности транс-го средства по сохранению жизни и повышению травмы, безоп-ти водителей и пассажиров находящихся в транс-м средстве в момент ДТП.

Внешняя – по снижению тяжести последствий ДТП для других участников движения.

Послеаварийная – св-во трас-го средс-ва снижающее тяжесть последствий ДТП т.е. тех последствий которые могут возникнуть после самого ДТП (возгорание, наезд других участников)

Экологическая – св-во транс-го средства снижающая степень его отрицательного влияния на окр. среду по определению это транспортное средство в отличае от первых 3 связано в той или иной степени с ДТП. Определено самим существованием и работой тран-го сред-а и появляется на протяжении всего срока службы транс-го сред-а. Все виды безоп-ти транс-го сред-а взаимосвязаны и взаимовлияют на конечный результат перевозочной деятельности. Правило безоп-ти изложено в требованиях ЕЭК ООН (единая экономическая компания ООН).

8. Организация дор-го дв-я. Основные задачи.

Основными принципами в организации дорожного движения явл. разработка мероприятий обеспечивающих эффек-ть и безоп-ть транс-х и пешеходных потоков.

О существовании этого прнципа основывается на:

Исследовании хар-к дорожного движения, анализы статистики ДТП;

Выявление очагов повышенной аварийности;

Выявление мест снижения эффективности дв-я;

Разработки мероприятий по снижению уровня аварийности и повышение эффек-ти дв-я на выявленных местах;

Совершенствовании сущ-х орган-ий дв-я внедрения новаых техн-х средств регулирования;

Прогнозирование, изменение параметров дв-я;

Разработки элементов и систем автоматизированного управ-я дорожным дв-ем.

Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте – это область транспорта, которая включает совокупность средств, методов и способов профессиональной деятельности, обеспечивающих организацию и управление перевозочным процессом, грузовой и коммерческой работы железных дорог при безусловном обеспечении безопасности движения.

Организация перевозочного процесса – сложная, исключительно интересная и работа, т.к. одновременно на сети железных дорог движутся несколько тысяч грузовых и пассажирских поездов; железнодорожные станции работают тесно взаимодействуя друг с другом; в перевозочном процессе одновременно участвуют десятки тысяч человек.

Для обеспечения графика движения поездов и организации перевозочного процесса нужны грамотные управленцы, командиры производства, подготовка которых осуществляется на специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

Срок обучения:

  • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев
  • на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев

Форма обучения: очная и заочная

Приём на заочное отделение проводится на базе 11 классов, срок обучения увеличивается на 1 год относительно очной формы.

Итоговая государственная аттестация: подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломный проект).

Квалификация: техник

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • процессы организации и управления эксплуатационной деятельностью пассажирского и грузового транспорта;
  • учетная, отчетная и техническая документация;
  • первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

  • Организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
  • Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
  • Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих(таблица 1).

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

Техник должен обладать общими компетенциями (ОК) , включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями по основным видам профессиональной деятельности:

Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)

ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.

Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)

ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.

ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)

ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Квалификационная характеристика выпускника

производственно-технологическая:

  • управление и контроль поездной и маневровой работы на линейных подразделениях железнодорожного транспорта;
  • обеспечение выполнения графика движения поездов, безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава;
  • принятие оптимальных решений по управлению движением в нестандартных ситуациях; разработка документации, регламентирующей работу железнодорожных станций; обработка поездной информации и перевозочных документов;
  • ведение учетно-отчетной документации; анализ эксплуатационных показателей работы подразделений железнодорожного транспорта;
  • подготовка договоров по организации перевозок и перевозочного процесса;

организационно-управленческая:

  • оперативное управление работой коллектива исполнителей на станциях, диспетчерских участках, станционных, информационных центров;
  • обеспечение взаимодействия структурных подразделений;
  • планирование и организация оперативной работы подразделений;
  • организация выполнения заданий по переработке вагоно- и пассажиропотоков;
  • обеспечение эффективного использования технических средств, передовых технологий в перевозочном процессе;

Выпускник должен уметь:

  • управлять движением поездов и маневровой работой при абсолютном соблюдении требований безопасности движения;
  • разрабатывать технологические процессы работы железнодорожных станций различных типов;
  • рассчитывать пропускную и перерабатывающую способность станций, участков; вести графики исполненной работы станций и исполненного движения поездов;
  • обрабатывать информацию о перевозочном процессе;
  • оформлять поездную документацию с использованием ЭВМ;
  • использовать нормативно-справочную документацию;
  • рассчитывать нормы времени на технологические операции с поездами и вагонами, показатели эксплуатационной работы подразделений железнодорожного транспорта;
  • разрабатывать суточные планы-графики, графики движения поездов, оборота составов и локомотивов;
  • анализировать графики исполненной работы и исполненного движения, выполнение суточного плана-задания, плана обмена поездами по стыковым пунктам; читать схемы станций различных типов;
  • определять экономическую эффективность от внедрения новой техники и передовых технологий;
  • применять информационные технологии в решении эксплуатационных задач;
  • анализировать и оценивать состояние безопасности движения и техники безопасности.

Выпускник должен знать:

  • принципы организации и управления движением поездов; устройство и технологию работы станций различных типов;
  • основные характеристики и принципы работы технических средств железнодорожного транспорта;
  • системы регулирования движения поездов;
  • способы диспетчерского регулирования движения поездов;
  • основные направления грузо- и пассажиропотоков;
  • транспортный устав железных дорог Российской Федерации;
  • правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте;
  • технические условия размещения и крепления грузов;
  • правила технической эксплуатации железных дорог РФ и инструкции, регламентирующие безопасность движения поездов:
    • инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ,
    • инструкцию по сигнализации на железных дорогах РФ,
    • инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ,
    • инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
  • методические, нормативные и другие руководящие документы по организации движения поездов и перевозке пассажиров;
  • принципы устройства и работы автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте, порядок работы на компьютере, основы экономики, организации, планирования и управления производством;
  • технико-экономические показатели и технические нормы эксплуатационной работы, производственно-хозяйственной деятельности подразделений;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Выпускники в дальнейшем могут работать в должности:

  • станционный и маневровый диспетчер,
  • дежурный по станции (по паркам),
  • оператор при дежурном по станции,
  • дежурный по сортировочной горке,
  • оператор станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов и др.
  • бригадир пункта коммерческого осмотра,
  • приёмосдатчики груза и багажа,
  • приёмщик поездов,
  • кассир - товарный,
  • грузовой диспетчер,
  • экспедитор груза,
  • агент центра фирменного транспортного обслуживания и др.
  • дежурный помощник начальника вокзала,
  • начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда,
  • оператор справочной службы вокзала,
  • администратор вокзала,
  • кассир - билетный (багажный),
  • приёмосдатчик багажа и грузобагажа,
  • администратор "сервис - центра",
  • контролёр-ревизор и др.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности, подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования (поступление в ВВУЗ по результатам экзаменов).

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Данное отделение было открыто в техникуме в связи с возросшей потребностью в специалистах по организации перевозочного процесса. Первый выпуск техников-организаторов был в 1962 году. За это время техникум подготовил тысячи специалистов. Техники, обучающиеся на отделении, готовятся для работы по организации и управлению движением поездов, грузовыми и пассажирскими перевозками в должностях: дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке, заведующий грузовым двором, товарного, багажного билетного кассира.

Наших выпускников можно встретить во многих уголках нашей страны, они занимают высокие должности не только в системе ОАО РЖД, но и в других отраслях народного хозяйства.

Часть выпускников нашего отделения, после окончания ВУЗов, вернулись в техникум в качестве преподавателей специальных дисциплин. В настоящее время в техникуме трудятся наши выпускники: Федорова Н.Г., Федорова О.Н., Тарабаева Н.Г., Здюмаева О.И. Они с большим воодушевлением работают над воспитанием будущих специалистов, отдавая им свой опыт. Плодотворно работают и остальные преподаватели отделения, так как стаж работы многих превышает 15 лет. Свой накопленный опыт они также стараются передать подрастающему поколению. А опыт работы с детьми у них не малый, большинство их имеют 1 и высшую квалификационную категорию. Это такие преподаватели, как Емелина Н.П., Власова Е.М., Дырова И.Г., Андрейчева Н.В., Федорова О.Н.

Преподаватели нашего отделения работают также на курсах подготовки и повышения квалификации таких специальностей, как составители поездов, дежурные по станции, приемосдатчики.

Отделение имеет базу для подготовки специалистов. В кабинетах оформлены стенды, сделаны макеты руками студентов-дипломников. Студенты- дипломники также пополняют видеотеку отделения снятыми своими руками фильмами и оформленными презентациями.

Специальная лаборатория движенцев, знакомит студентов с азами их будущей специальности по организации движения поездов, создает возможности на практике проверить свои способности в роли дежурного по станции и поездного диспетчера.

На полигоне, оборудованном частично студентами-дипломниками нашего отделения, студенты изучают стрелочные переводы, их неисправности, знакомятся и изучают рельсовые цепи.

Оборудованный компьютерный класс позволяет развивать свои способности в составлении программ, а также пользоваться уже существующими программами и АРМами. В базе данных отделения имеются типовые компьютерные программы, позволяющие более качественно изучать такие дисциплины, как «Станции и узлы», « Технические средства», « Организация движения», «Техническая эксплуатация и безопасность движения» и др.

Первым шагом к самостоятельности является производственная технологическая практика, которую студенты проходят после 3 курса. Как ни тяжело устроиться на оплачиваемые места, но студентам это удается. В основном на работу на оплачиваемых местах берут студентов, имеющих целевые направления. Практику проходят на таких станциях как Канаш, Юдино, Красный Узел, Вековка, Казань, Чебоксары, Шумерля, Алатырь и др. В наших трудных условиях студенты набираются опыта для дальнейшей работы.

После успешного окончания нашего техникума, студенты стараются продолжить свое дальнейшее обучение в высших учебных заведениях по профилю. Много наших выпускников продолжает свое обучение в СамГУПСе.

Квалификация: техник

Командиром стальных магистралей
После выпуска должен ты стать.
Чтоб колеса ритмичней стучали,
Надо многое в жизни познать.
Быть движенцем почетно и трудно!
Только нам ни к чему отступать.
Значит, долг наш и в праздник, и в будни
По «зеленому» все пропускать

Специальность «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» была открыта в Макеевском промышленно – экономическом колледже 1961 году. Первый выпуск состоялся в июне 1965 года.

Выбирай нашу специальность! Если ты активен, тебе нравится находить выходы из нестандартных ситуаций, ты ответственный, коммуникабельный — ты настоящий руководитель, настоящий движенец. Если ты аккуратный, усидчивый, тебе нравится работать с документами, общаться с людьми – ты можешь стать агентом системы фирменного транспортного обслуживания.

Студенты нашей специальности — яркие, творческие личности, участвующие во всех мероприятиях: конференциях, соревнованиях, конкурсах, проводимых как в колледже, так и на внешнем уровне.

Организация перевозочного процесса – сложная, исключительно интересная и многовариантная задача. Сложная потому, что одновременно на сети железных дорог движутся несколько тысяч грузовых и пассажирских поездов, что многочисленное количество железнодорожных станций работают не каждая сама по себе, а тесно взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние на многие, даже далеко расположенные станции, и что в перевозочном процессе одновременно участвуют десятки тысяч человек.

Очень важно организовать движение поездов так, чтобы они покидали станции и прибывали в места назначения в установленное графиком время. И всем этим надо эффективно и грамотно управлять, командовать. А командовать надо так, чтобы локомотивы и вагоны меньше времени простаивали, а больше и быстрее двигались с высокими скоростями, чтобы перевозили как можно больше грузов и пассажиров.

Работа эта творческая, предполагающая непрерывный поиск лучших, наиболее быстрых и экономичных решений. Наша специальность и готовит специалистов именно такого плана.

В ко
лледже особый упор приходится на те предметы, которые непосредственно и будут служить опорой знаний в дальнейшей работе. Для студентов-движенцев приобретен тренажер с автоматизированными рабочими местами дежурных по станции. Ребята работают на тренажере, при этом на практике закрепляют полученные теоретические знания по приему, отправлению и пропуску поездов, производству маневровой работы на станциях и в компьютерных классах отрабатывают полученные навыки.

После окончания колледжа выпускников ждут на станциях, в пассажирских и грузовых подразделениях, расположенных в районах Донецкой железной дороги. Наши выпускники работают в следующих руководящих должностях:

  • Дежурного по станции
  • Дежурного по сортировочной горке
  • Маневрового диспетчера
  • Поездного диспетчера
  • Начальника станции IV и V классов

А в начале своей профессиональной карьеры выпускники осваивают рабочие профессии

  • составителя поездов,
  • сигналиста,
  • регулировщика скорости движения,
  • оператора сортировочной горки,
  • оператора станционного технологического центра,
  • оператора поста централизации,
  • приемосдатчика груза и багажа,
  • агента системы фирменного транспортного обслуживания,
  • товарного кассира,
  • билетного кассира.

По окончании учебы выпускники-движенцы могут продолжить обучение на факультете «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте» в Донецком институте железнодорожного транспотра на сокращенной форме обучения и в других высших учебных заведениях.

Выпускники нашей специальности поистине являются «командирами» железнодорожного транспорта. Под их руководством работают все службы дороги: путейцы, вагонники, локомотивные бригады и другие подразделения.

Инженер по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте - это командир всей системы железнодорожного транспорта. Под его руководством работают все службы железных дорог: путейцы, вагонники, локомотивные бригады и другие подразделения. Профессия подходит тем, кого интересует ОБЖ и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Диспетчер на своем рабочем месте решает следующие задачи:

  • обеспечивает строгое выполнения графика движения поездов;
  • создает все условия для безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава;
  • организует грамотную и рациональную переработку вагоно- и пассажиропотоков.

Оперативное управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте обеспечивается многоуровневой системой диспетчерского руководства. Первым уровнем иерархии диспетчерского управления является система управления движением поездным диспетчером, который руководит движением поездов на участке железной дороги, включающей ряд станций. Протяженность участка зависит от размеров движения и объема грузовой работы.

На крупных станциях диспетчерское руководство осуществляет сменный маневровый диспетчер.

В подчинении у поездных и маневровых диспетчеров находится ряд однотипных технологических подразделений, управляющих объектами железнодорожного транспорта.

Особенности профессии

Функциональные обязанности инженера-диспетчера по организации перевозок содержат широкий круг разноплановых действий:

  • организация движения поездов по графику, координирующему работу всех подразделений железных дорог с рациональным использованием пропускной способности линий, устройств и сооружений;
  • организация работы станций на основе типовых технологических процессов приема, отправления, пропуска поездов, формирования и расформирования составов, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров;
  • руководство работой по выполнению плана перевозок;
  • организация, формирование и маршрутизация вагонопотоков;
  • своевременное и рациональное составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы;
  • техническое нормирование погрузки и выгрузки, размеров движения на участках, передача груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам, потребных парков подвижного состава;
  • обеспечение качественных показателей эксплуатационной, поездной и грузовой работы;
  • контроль за выполнением отделениями дороги регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов из-под выгрузки;
  • контроль за содержанием парка локомотивов в пределах дороги, соблюдением режима работы поездных и локомотивных бригад.
  • контроль за выполнением показателей среднего веса, полновесности и полносоставности поездов;
  • формирование и пропуск поездов повышенного веса и длины;
  • обеспечение рационального использования технических средств транспорта;
  • изучение передового опыта в области оперативного управления перевозками;
  • разработка и реализация мероприятий по совершенствованию диспетчерского руководства перевозками, внедрению средств автоматизации в управление перевозочным процессом;
  • проведение технической учебы среди подчиненных.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Стабильная, постоянно востребованная работа;
  • Высокий уровень зарплаты.

Минусы

  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику;
  • Чрезвычайно ответственная работа.

Место работы

ОАО «РЖД», метрополитен, научная и преподавательская работа в университетском комплексе МИИТ. Инженерная подготовка в МИИТ всегда считалась самой основательной и перспективной. Инженеры, получившие образование по данной специальности, успешно работают и в других секторах экономики.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения и оперативный выход из сложных ситуаций в условиях недостатка времени
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации

Обучение на Инженера (диспетчера) по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте

Специалистов данного профиля готовят на факультетах «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» в Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС) - до 1993 г. бывший МИИТ.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) проводит обучение по направлению . На выбор предлагаются курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (на базе оконченного высшего или средне-специального образования) с последующей выдачей удостоверения или диплома слушателям.

 

Возможно, будет полезно почитать: