Профессия: смотритель музея. Должностная инструкция техника-смотрителя здания Как делать замечания

Каждый день они приходят в одни и те же музейные залы, занимают свое место и ненавязчиво наблюдают за посетителями. Без них никто не пустит на выставку гостей. Смотрители следят, чтобы никто из пришедших насладиться искусством не нарушал музейные правила. Какие ошибки часто совершают на выставках томичи, что еще, кроме наблюдения, входит в обязанности смотрителя, какие картины производят на гостей особое впечатление? Все подробности нам рассказала Екатерина Михайлова, смотритель двух залов постоянной экспозиции Томского областного художественного музея.

Когда посетители появляются в соседнем музейном зале, то Екатерина Михайлова зажигает свет и ждет, когда гости придут осматривать экспонаты, представленные в ее «владениях»:

Посетители заходят в «мой» зал - я встаю и встречаю их, здороваюсь, большинство тоже меня приветствуют, - поясняет Екатерина Ивановна. - Затем я тихо и внимательно за ними наблюдаю, не зря же мы называемся смотрителями. Многие задевают картины руками или так наклоняются, что касаются работ головой, это запрещено, поскольку вредно для картин. Тогда я делаю замечания, вежливо говорю: «Извините, пожалуйста, нельзя ничего трогать». По правилам расстояние от человека до картины должно быть 40 см. О наших правилах мы стараемся напоминать вежливо, чтобы не испортить гостям настроение. Обязанность делать замечание для меня самое трудное в нашей работе. Я понимаю: человек пришел отдохнуть, посмотреть выставку, и тут к нему подходят, начинают что-то запрещать. Важно не обидеть человека, быть доброжелательной, но при этом достаточно строгой.

Правда, большинство гостей к таким замечаниям относятся с пониманием. Конфликты возникают редко. Хотя иногда люди начинают возмущаться, говорят, мол, вот за рубежом в музеях разрешают трогать экспонаты руками. Тогда таким гостям напоминают, что на постоянной экспозиции представлены шедевры, это подлинники, действительно старинные работы, созданные в XVII, XVIII, XIX веке. Если каждый желающий будет их трогать, то долго они не сохранятся.

Другие нарушения, которые допускают посетители - это появление в музейных залах с большими сумками и в верхней одежде. Таких гостей в залы не пустят, а вежливо отправят в гардероб. Верхняя одежда в залах нежелательна из-за обилия уличной пыли и бактерий, которые очень вредны для картин. А большие сумки - это вопрос безопасности.

Инструкций по технике безопасности у музейных смотрителей много. Со всеми правилами сотрудников залов знакомит главный хранитель художественного музея Ольга Комарова. Но все пункты вполне выполнимы:
- Все требования доступны для человека нашего возраста, - считает Екатерина Ивановна. - Надо быть честным, ответственным, наблюдательным, обладать хорошим слухом и зрением.

На работу смотрителей принимают после собеседования с главным хранителем и администратором. Смотрят в трудовую книжку. Обычно стремятся найти людей по рекомендации - ведь ответственность здесь высокая, а зарплата напротив. Работать приходится с 10 до 18 часов практически без перерыва. Можно уйти разве что на 15 минут на обед когда нет посетителей и непременно попросить смотрителя из соседних залов понаблюдать. Еду обычно приносят из дома с собой. Иногда можно пойти попить чаю за ширмой в одном из залов, но тоже не дольше, чем на 10 минут, и предупредив соседку.

Екатерина Михайлова работает в музее уже 17 лет. Сначала пришла на должность смотрителя, а затем стала администратором. Но 2 года назад вернулась в музейные залы, почувствовала, что хочется более спокойного дела:

У администратора работа сложная, - поясняет Екатерина Ивановна. - У него в подчинении все смотрители, много других обязанностей, надо знать все, что происходит в музее и следить, чтобы везде был порядок.

Хотя музейному смотрителю тоже не приходится скучать. Кроме непосредственного наблюдения у него хватает и других дел. Незаметно включить свет перед появлением гостей, чтобы не щелкать при них выключателем. Надо следить и за специальной подсветкой:

С нею работы хорошо смотрятся, - уверена Екатерина Ивановна. - Подсветку установили недавно, уже при нашем директоре Ирине Викторовне Ярославцевой. Еще при ней появились витрины под названием «стакан», благодаря этому мы можем представлять те экспонаты, которые прежде хранились в запасниках. Например, в моем зале в такой витрине стоит красивая, расписанная золотом ваза. Она создана на императорском стеклянном заводе еще в середине XIX века. В витрине она в безопасности, ее не повредят случайно. А подсветка позволяет вазе предстать перед посетителями во всей красе, без нее золотого узора не было бы так заметно.

Также недавно в залах появились мягкие удобные скамейки, на которых посетители могут отдохнуть, ведь постоянная экспозиция музея велика, десять залов расположено на втором этаже, еще четыре на третьем. Особенно популярны лавочки у детей. В выходные в музей приходят семьями, и ребятишки устают, иногда малыши даже могут прилечь на мягкие скамейки. Ценят возможности отдыха и пожилые посетители, которые тоже нередко бывают на постоянной экспозиции.

Кроме, собственно, наблюдения, у смотрителя есть и другие обязанности:
- Когда нет посетителей, то мы обеспыливаем оборудование в зале, - рассказывает Екатерина Ивановна. У каждого смотрителя есть свое ведерочко, влажной тряпкой мы два раза в неделю протираем стекло витрин, подоконники. Картины, конечно, не трогаем, их можно обеспыливать только научным сотрудникам. Я наблюдала, как они ухаживают за работами - надевают специальную мягкую варежку и аккуратно водят ею по экспонату.

Иногда смотрителям задают вопросы - не все заказывают экскурсию, некоторые смотрят выставку самостоятельно, таким посетителям часто хочется что-то уточнить, и они обращаются к сотруднику, которого видят в зале.

Мы не обладаем такими глубокими знаниями, как экскурсоводы, по своим должностным обязанностям мы и не должны рассказывать о картинах, - поясняет Екатерина Ивановна. - Но если можем, то отвечаем на вопросы посетителей. Больше всего гостей интересует: «У вас копии или оригиналы?». Мы отвечаем, что в основном в наших залах представлены подлинники, даже рамки у картин оригинальные. Многие спрашивают об императрице Марии Александровне, чей огромный парадный портрет можно увидеть в зале, где я работаю. Уточняют чья она была жена, я рассказываю, что Александра II.

К царской семье музейные смотрители неравнодушны, практический каждый может многое рассказать о династии Романовых. В музее много читают: когда на выставках нет посетителей, то смотрителям разрешены книжки небольшого (чтобы они не мешали вовремя замечать гостей) формата. Екатерина Михайлова предпочитает исторические романы, любит произведения Эдварда Радзинского. А интерес к династии Романовых возник отчасти благодаря представленному на выставке портрету императрицы:

Эта работа меня сразу заинтересовала, - отмечает Екатерина Ивановна. - Также у нас в музее есть интересный портрет Николай I, написанный еще до того, как он принял престол. Под впечатлением от работ я взяла в библиотеке книги о династии Романовых, с увлечением их прочла, потом поделилась с коллегами.

По наблюдению Екатерины Михайловой, посетители ее залов чаще всего надолго замирают возле портрета императрицы и возле картины, где изображена испуганная крестьянская девочка (ее особенно любят рассматривать дети):

Еще многим нравятся две работы художника Плешанова - его автопортрет и изображение девушки, они очень хороши собой, но, на мой взгляд, это слишком идеализированная красота, - делится впечатлениями Екатерина Ивановна. - У нас есть очень характерные работы, например, «Голова старика», портрет, созданный неизвестным автором, где мы видим необычное, выразительное, вероятно, когда-то красивое лицо старого мужчины.

В одних и тех же двух залах Екатерина Михайлова проводит свой рабочий день уже два года. И говорит, что они ей абсолютно не приедаются:
- Как же можно устать от таких шедевров?! - удивляется смотритель. - Очень люблю и представленные в залах картины, и всю нашу постоянную выставку, гожусь, что такое собрание работ есть в Томске, считаю, это бренд нашего города.

Единственное, что огорчает смотрителя это слишком сдержанное отношение к уникальной коллекции самих томичей. Они не очень часто выбираются в музей, а гости города приходят от собрания в восторг и даже избалованные музеями москвичи и петербуржцы восхищаются, встретив в Томске подлинные работы известных мастеров. Екатерине Михайловой хотелось бы, чтобы горожане больше ценили свою уникальную возможность наслаждаться шедеврами.

Текст: Мария Аникина

Старший смотритель филиала Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника усадьбы Рукавишниковых Антонина Ексина 38 лет работала экономистом. На пенсии она освоила новую профессию - смотрителя музея. И даже сделала карьеру.

Работаю каждый день в красоте

Я закончила факультет экономики промышленности в Университете имени Лобачевского. После вуза работала в НИИ электронной промышленности. А затем долгое время была начальником службы ценообразования научно-производственного объединения. Общий стаж составил 38 лет. В 60 лет я, как и положено, ушла на пенсию. И однажды, в 2011 году, прогуливаясь по Верхне-Волжской набережной, мы с внучкой решили посетить музей-усадьбу Рукавишниковых. Он как раз первый год работал после реставрационных работ. Когда мы осматривали красивые залы усадьбы, я подумала: «Вот бы работать в такой красоте».

Я знала, что один из Рукавишников был скульптором - он поставил памятник русскому военному летчику Нестерову. Но я не связывала музей-усадьбу Рукавишникова с этой известной семьей. Тем более, что раньше много лет это был просто краеведческий музей, а затем 16 лет здание было на реставрации.

Дома мне было скучно, а силы и энергия еще были - на следующий день я отправилась в отдел кадров музея. И мне повезло - меня взяли на работу смотрителем. Испытательный срок традиционно длился три месяца. За это время я познакомилась с должностной инструкцией и своими обязанностями. Если возникали вопросы - я всегда могла обратиться к коллегам или руководству.

Сначала я работала в смотрителем в бальном зале - он необыкновенно изящный, с красивыми, торжественными люстрами, выполнен в нежно-голубых тонах. Здесь проводятся музыкальные и бальные вечера. Так приятно наблюдать, как подтянутые кадеты вальсируют с девушками в пышных, бальных платьях.

В обязанности смотрителей входит защита экспонатов от порчи и хищений. Серьезных инцидентов в музее не было. Правда, иногда волнуемся, когда видим, что стул прислонили к бордюру во время танцевального вечера. Периодически мы отвечаем на вопросы посетителей - вести полноценную экскурсию смотрители не имеют правило. Во время мероприятий мы также помогаем гостям - например, надо показать комнату для переодеваний, стул принести. Но наша основная функция - сохранность музея и его экспонатов.

Примерно через год мне предложили должность старшего смотрителя. Коллектив у нас дружный, конфликтов нет. Всего в музее работает 14 смотрителей. Из них - два старших. Мой график работы изменился. Если раньше я работала с 8 до 17 во вторник, среду пятницу и в субботу и воскресенье с 8 до 19, то сейчас мой рабочий день составляет 12 часов с 10 утра. Зато второй день дается на отдых. А так как живу я рядом, то успеваю отдохнуть, набраться сил.

Работа по душе

Я нашла работу по душе. Так как зарплаты у смотрителей невысокие, на этой должности в основном работают пенсионеры. В среднем смотритель в Нижнем Новгороде получает 7-12 тысяч рублей. Но стать смотрителем не так просто - должен быть ухоженный, интеллигентный внешний вид, начитанность, воспитанность. Поэтому данная вакансия часто открыта, но найти на нее подходящего человека не так просто.

Когда я стала старшим смотрителем, обязанностей прибавилось - теперь надо следить за дежурством смотрителей, согласовывать графики их выхода на работу, организовывать уборки помещений. Старшие смотрители взаимодействуют с Администрацией музея, экскурсоводами, отделом истории. Например, надо сообщить смотрителям про новые экспозиции, дать ЦУ. Иногда приходят указания из хозяйственного отдела - по уборке помещения, например.

В праздничные дни, каникулы людей в музее бывает очень много - иногда даже полторы тысячи человек в день приходит. В таких случаях, конечно же, нагрузка на смотрителей нарастает. Особенно много гостей приходит в новогодние каникулы, в Ночь музеев. Часто посетители спрашивают про подлинность и принадлежность экспонатов, что случилось с хозяевами усадьбы после революции. Мы кратко отвечаем на вопросы.

Гости бывают разные

Данная профессия требует терпения. Посетители приходят разные. За всеми надо смотреть и при этом не терять терпения, вежливости и такта. Нам надо вежливо сказать, что трогать экспонаты нельзя, а ведь потрогать хочется. Когда людей много, уже требуется физическая и моральная выносливость. Иностранцев приходит не так много. И ведут они себя очень дисциплинированно - держатся переводчика, внимательно слушают. У нас даже охранник может направить иностранца по-английски в нужный зал.

Детки ведут себя по-разному. Когда школами приходят, то чаще всего ведут себя воспитанно. Так как в музее довольно много помещений и дается много информации, пока дети доходят до третьего этажа, они уже устают. Особенно уставших детишек (человек десять) можно посадить на стулья на третьем этаже перед окном, где они могут полюбоваться панорамой за Волгу. Смотритель должен присматривать, чтобы маленький ребенок был в сопровождении взрослого.

Жизнь музея

Молодые экскурсоводы, методисты разработали интересные детские программы: во время экскурсии по залам разгадывают различные загадки, шарады, выполняют задания: например, раскрашивают макет блюда, из которых кушали купцы в 19-ом веке, измеряют аршином определенное расстояние. А когда они приходят в бальный зал, их учат танцевать полонез. Они с большим удовольствием и азартом проходят все эти задания.

Мне всё здание нравится: любимого зала или экспоната нет. Наш историко-архитектурный музей является одним большим экспонатом. Мне нравится и нижний этаж, который напоминает старое купечество, и второй с его помпезностью и пышностью, и изящный простор третьего этажа.

В музее 50 помещений, но не все служат залами для посещений. Часть комнат отведены под администрацию, исторический отдел, буфет. В усадьбе-музее часто проходят фотосессии и бракосочетания (у дома бракосочетания заключен договор с нашим музеем) - молодожены фотографируются в зале, гостиной, на парадной лестнице. Иногда в день по 10 фотосессий проходит. Обычно молодоженов встречает администратор. Если у него выходной или отпуск, его заменяет старший смотритель. В бальном зале проходят и мастер-классы по танцам, которые ведут несколько обученных пар. А зимой в бальном зале ставится замечательная, высокая, красиво наряженная елка. В этот Новый год была программа с привлечением и наших сотрудников, и артистов, и студентов.

Работа в окружении духа 19-го века

Мне нравится работать в окружении красивых вещей 19-го века. Когда происходит обновление экспозиции, всегда узнаешь много нового про те времена, про купеческую жизнь. Работа у меня точно не скучная. Сегодня общаемся с гостями, завтра следим за балом, послезавтра работаем на концерте - масса впечатлений и новой информации.

Общение с коллегами, руководством, сотрудниками музея вдохновляет, делает жизнь более интересной и наполненной. В свободное время я люблю читать историческую литературу, но не развлекательного, а познавательного характера. С удовольствием изучаю историю родного края. Думаю, в эту профессию меня привел не только случай - у меня всегда была склонность и любовь к истории.

Валентина Чернова рассказывает о необычной профессии музейного смотрителя.

Музейный смотритель - странная профессия. В нее приходят либо после школы, чтобы позднее поступить в вуз, либо после ухода на пенсию. Эта профессия не требует специальных навыков. Сиди себе в зале, изредка говори: «Руками не трогать», - и наслаждайся красотой экспонатов. Однажды я слышала такую фразу: «Музейный служитель - это для женщин. Сидеть в светлоте, в красоте!». Сравнительно недавно был учрежден первый профессиональный праздник, обративший внимание общества в нашей стране к этой «незаметной» профессии.

Мне захотелось написать о них после того, как я увидела фотосерию американца Энди Фриберга о смотрительницах художественных музеев. Во время посещения российских музеев он обратил внимание на то, что сотрудницы, сидящие в залах, удивительным образом соответствуют картинам, даже дополняют их, становясь сами экспонатами. После беседы с ними он узнал: зачастую они сами выбирают зал, где бы им хотелось сидеть.

Всего в рамках проекта было сделано 36 снимков в четырех крупнейших музеях. Фотографии были оформлены в книгу под названием Guardians.

«Когда вы рассматриваете картины или скульптуры, то присутствие смотрительниц становится неотъемлемой частью вашего знакомства с художественными произведениями. Я считаю, что изучение этих женщин не менее интригующе, чем изучение самих произведений искусства» .

Дело в том, что в ряде европейских музеев существует государственная униформа, обезличивающая все. В Лувре работают лишь мужчины в форме, внешне похожие на железнодорожников. Отсюда ясен интерес Фриберга к нашим смотрителям.

Невольно вспомнились колоритные лица служительниц Куйбышевского художественного музея. Тогда в штате музея было чуть больше десяти человек. Кассир - он же гардеробщик, музейные смотрители (всего их было три, по одной на этаж) осуществляли уборку. Они знали всех художников, трепетно относились к вернисажам, словом, были членами музейного братства. На обеденный перерыв «научники» заменяли их, исполняя обязанности служителей.

Верхний ряд: Т.А. Петрова (зам.директора), В.И. Ващенко (старший научный сотрудник),
А.В. Краснов (завхоз). Ближний ряд: Е.А. Евсейчева (научный сотрудник),
А.Н. Горина (тетя Шура), Н.М. Горобец (шофер Митрофаныч),
В.А. Чернова и Е.Ф. Титова (научные сотрудники).

Вот легендарная Александра Никитична Горина , или «Шуренок», как ласково ее называли. После войны она вместе с мужем Сашей и двумя детьми жила в десятиметровой каморке в музее (под лестницей). Саша любил оперу и оперетту, совмещал работу в музее по развеске экспонатов с работой театрального монтировщика. Все время пел арии из любимых оперетт.

Сама тетя Шура тоже была отменная певунья. Во время ночной вахты вязала пуховые платки, а утром принималась за помывку окон. Мы, приходя на работу, всегда заставали ее жизнерадостно поющей.

В 1978 году из Москвы возвратился В. Пурыгин. В Союзе решили сделать его персональную выставку. Оказалось, рубашки приличной на нем не было. Тут же скинулись, отрядили посланца в магазин, а за час до вернисажа переодели. Тетя Шура приговаривала: «Ах! Валентин Захарович, да ты у нас - яблочко наливное, дуб мореный! Да ты у нас загляденье, не то что некоторые сморчки!»

Все время от нее слышались колоритные выраженьица и словечки. После смерти Саши она одна растила сыновей. На моей памяти она второй раз вышла замуж за музейного шофера Николая Митрофаныча Горобца . Военный водитель, в свое время брал Будапешт, как герой-победитель он был запечатлен в картине художника Ю. Андреева «Митрофаныч в Будапеште». Работа находится в собрании СОХМ.

Прасковья Васильевна Тюлькина в годы войны служила вахтенным матросом, вывозили на баржах раненых из Сталинграда. Сестры Филатовы детьми в годы войны работали на оборонных заводах. Стен еще не было, под ногами деревянный помост, чтобы ноги не зябли, а они, малолетки, стояли за станками, делали оружие для армии. И мы, живя рядом с ними, слушали их, осознавали свою причастность к этому героическому поколению…

А еще была глухая Нюрочка , она могла читать по губам. Маленькая, худенькая, с приветливым лицом. Имела чудесный дар - ускорять рост цветов. Их было изобилие на первом этаже, возле кассы и гардероба. Нюрочка всегда беседовала с ними, и они откликались на заботу.

Какие судьбы! Ефросинья Устиновна сидела на втором этаже. Всегда улыбчивое лицо было открыто зрителю. Во время репрессий ее отец-кузнец спас семью из 7-х детей. Накануне ареста и последующего «раскулачивания» он вечером предусмотрительно оставил свет в избе, а сам посадил всю семью на телегу и из Тульской области отправился в Нижегородскую. На изобильной лесами территории он устроился лесничим и обеспечил своим детям «счастливое безмятежное детство».

Особый флер музейного братства отличал все музеи СССР. Недавно мне попалась книга воспоминаний московского художника Алексея Хитагурова . В молодые годы он работал в Государственном историческом музее в Москве: «Вообще демократии в то застойное время было как-то побольше: дирекция ходила в тот же музейный буфет в подвале, ела тот же суп и котлеты, селедку с луком. Буфетчица Анна одним глазом смотрела на очередь, другим в чан с супом. В буфете продавалось пиво, можно было хватануть. На праздники в вестибюле музея накрывали столы, дружно гуляли. Из портфелей доставали кое-что покрепче».

Это послевоенное поколение смотрителей отличалось невероятным дружелюбием, открытостью. Когда приезжали гости из других музеев, пекли пироги. Вкуснее тети-Шуриных пирогов ничего не было. А Клавдия Ивановна Коротенко научила всех печь медовый торт. Замечательная хозяйка делилась опытом хозяйствования с молодыми женщинами. На еврейскую пасху мы ели мацу, на православную - угощались куличами.

Надолго запомнилась выставка Александра Павловича Васильева, театрального художника, действительного члена Академии художеств (отца Александра Васильева, историка моды). Накануне открытия, после работы, он попросил накрыть в вестибюле музея столы со всевозможной снедью. Специально для рабочих, смотрителей, вахтеров, всех незаметных зрителю тружеников музея. Так он благодарил за хорошую работу.

Второе поколение музейных служителей застойных лет пришло в музей в середине 80-х. Когда в штате появились люди по уборке залов, сменились качественно и смотрители. Они пришли после выхода на пенсию, музей - их вторая или даже третья профессия. Среди них были учителя, кандидаты наук, завлабораториями, медики, бухгалтеры, инженеры…

Елизавета Мироновна Штольман всю жизнь работала инженером по стеклу, а потом оказалась в музее, да еще в зале иконы. Она словно ребенок, впервые пришедший в школу, кинулась выяснять про Бога, Библию. Мы ее послали образоваться в синагогу, она стала задавать там неудобные вопросы и все никак не могла остановить любознательность, позднее стала читать книги А. Меня. Уехав в Израиль, она звонила мне оттуда по телефону и предлагала найти книги некоего питерского гуру. Приятно сознавать, что жизнь в музее пробудила ее от прозаической жизни.

Не в последнюю очередь эти смотрители сформировали репутацию музея, его облик в глазах общества. Равнодушные люди просто не смогли бы охранять шедевры. Поэтому смотрителями становятся, как правило, исключительно преданные своему делу, любящие музей люди.

С другой стороны, в музейные служители приходили и художники, творчески одаренные люди. И самое главное - это люди, неравнодушные к культурной и музейной жизни, испытывающие интерес к выставкам и другим событиям.

У нас даже привидение было из смотрителей. В зале китайского фарфора как-то появился смотритель из художников Анатолий Ш. - вежливый, тихий, периодически страдавший «горькой», болезнью российских интеллигентов. К сожалению, с ним случилось несчастье: он отравился каким-то напитком, наши служители отвезли его в больничку, навещали, но он умер.

В ночь, когда он умер в больнице, сотрудник ночной охраны пошел ночью в музее руки помыть и увидел Анатолия стоящим у окна. Охранника буквально пронизал ужас, он помчался к напарнику, тот пошел на осмотр залов и узрел, как Толя поднимался на третий этаж в залы Востока. Всю ночь охрана перезванивалась со своими, еле ночь переночевали. Оказывается, в городе существует несколько мест, где водятся привидения.

Когда я рано утром заступила на дежурство, один встревоженно мне сказал: «Вот вы идете на третий этаж, а, между прочим, он к вам туда направлялся». Я была спокойна, знала, что покойный в своем зале, на крыше витрины с фарфором, хранил в папочке свои художественные творения. Скорее всего, дух покойного беспокоился о дальнейшей судьбе произведений. Целый день продолжался полтергейст. То с антресолей с шумом упали рулоны бумаги, то полка в книжном шкафу соскочила с грохотом. На следующий день музей окропили крещенской водой, обошли с молитвой, отдали произведения близким людям, и призрак угомонился.

Это все происходило в ХХ веке. А недавно мне в Интернете попалась фотография с изображением музейного служителя в зале и комментом: «Мы их держим вместо мебели». Стало обидно за славную профессию. Надо просто вглядеться в нее.

Среди музейных служителей встречались и бывшие журналисты, и любители животных, и пишущие стихи, а один служитель, я знаю, дружит много лет с известной эстрадной звездой. Многие путешествуют, неизменно посещая музеи в других городах и странах. В деле охраны нашего национального достояния эти сотрудники стоят на переднем крае - от их профессионализма, внимания, бдительности зависит сохранность бесценных музейных экспонатов.

Валентина Чернова
Фото из архива автора

В зависимости от масштаба организации в сфере ЖКХ и ее финансовых возможностей, в интересах предприятия работу техника-смотрителя в ЖКХ и теплотехника не совмещать.

Дело в том, что на эти штатные должности следует подбирать кандидатов с разной специализацией в образовании, но если предприятие небольшое, да еще и финансируется скудно, тогда техник ЖКХ в одном лице обязан контролировать всю техническую сторону деятельности предприятия.

Работает этот специалист под руководством инженера по эксплуатации, а при его отсутствии в единственном лице, подчиняясь непосредственно руководителю. Техник ТСЖ – этот тот, кто знает все о техническом состоянии зданий на своей территории, именно он следит, не появились ли угрожающие симптомы в виде:

  • трещин, вмятин, сколов на фасадах;
  • просадок фундаментов;
  • разрушения отмостки;
  • нарушения геометрических контуров крыш, вызванных повреждением несущих конструкций;
  • нарушения целостности покрытия кровли;
  • разрушения горловин или тела колодцев, каналов наружных сетей тепла, водоснабжения и канализации и пр.

При необходимости выполнения ремонта в должностные обязанности техника-смотрителя ЖКХ входит составление перечня объемов работ и передача сметчику, составление актов.

Если ремонт ведется силами подрядной организации, этот представитель ЖКХ контролирует соблюдение технологии и качества выполнения работ, а также фиксирует фактические объемы.

Чтобы быть назначенным и принятым на должность техника-смотрителя, претендент должен иметь высшее или среднее специальное строительное образование и опыт работы не менее 2-х лет в сфере строительства или ЖКХ. Теплотехником может работать человек с высшим или средне-специальным образованием соответствующего профиля, с опытом не менее 2-х лет.

Должностная инструкция теплотехника в сфере ЖКХ включает в себя ведомство сетями и оборудованием, обеспечивающими жизнедеятельность домов – тепловыми трассами, линиями водоснабжения и канализации.

Этот специалист контролирует работу и показания приборов учета, следит за исправностью узлов и запорной арматуры и определяет своевременность проведения ремонта или замены этих деталей. От деятельности теплотехника зависит, насколько четкой и безаварийной будет работа подразделения ЖКХ.

Оба эти специалиста (или один, если ему вменены обязанности обоих), должны иметь такие личностные качества, как стрессоустойчивость, умение руководить младшим персоналом, способность брать ответственность и принимать решения, если обстоятельства не терпят промедления.

Должностные инструкции техников ЖКХ

Должностные инструкции техника-смотрителя ЖКХ и теплотехника состоят из таких разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Общие положения у обоих документов идентичные: техники должны знать: нормативные и законодательные акты, требования СНиП, ГОСТов, тех. условия на техдокументацию, термины по своей специализации. Этот специалист должен представлять, как работают КИП, как ими пользоваться, а также владеть техническими характеристиками оборудования.

Так как эти лица материально-ответственные, то им нужно знать смысл и правила оформления бухгалтерской документации.

Работая с рабочим персоналом, оба специалиста в ответе не только за свою жизнь и безопасность, но и за безопасность подчиненных, и жильцов, поэтому особые требования к техникам предъявляются по знанию правил ТБ, охраны труда, противопожарной безопасности.

Учет рабочего времени, составление любых актов и ведомостей, отчетов – эти действия не должны вызывать у руководителей среднего звена, какими являются техник-смотритель и теплотехник, никаких вопросов.

Оба специалиста наделены такими правами:

  • подавать руководству предложения касательно улучшения организации и условий деятельности своего хозяйства;
  • участвовать в аттестации и получать соответствующий квалификации документ;
  • знакомиться с проектами решений руководства фирмы, если эти решения затрагивают сферу деятельности;
  • использовать в своей работе нормативно-правовые акты, справочную литературу, информационными материалами из интернет-источников и пр.;
  • привлекать к решению возложенных задач специалистов из любых структурных подразделений.

Все права, которые гарантируются Конституцией РФ и ТК РФ, доступны и техникам из ЖКХ.


К специалистам, занимающим эти штатные должности, особые требования предъявляются к соблюдению ими самими и их подчиненными правил ТБ и охраны труда, пожарной безопасности.

Техник-смотритель, как и теплотехник, занимаются серьезными делами, от успешного выполнения которых зависит качество обслуживания жилья.

Обе должности могут быть совмещены в одну, если предприятие небольшое, а сам техник обладает достаточным опытом в области ЖКХ или в строительстве, и при этом он энергичный, инициативный человек с большим желанием интенсивно работать.

Уровень заработной платы

В 2016 г. заработок техника ЖКХ в Москве начинал отсчет от 28 тыс. руб. и не превышал 35 тыс. руб. В регионах уровень зарплаты техника и вовсе низкий – 16-20 тыс. руб.

Должности техников ЖКХ требуют специальных знаний и соответствующего образования, а также навыков.

Безаварийная и бесперебойная подача энергоресурсов стоит дорогого, и неплохо было бы, чтобы добросовестный труд техников коммунального хозяйства оплачивался достойно.

УТВЕРЖДАЮ

(подпись) (фамилия, инициалы)

(дата)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
____________ № ____

(дата)
Место издания
технику-смотрителю

1. Общие положения

1.1. Техник-смотритель относится к категории специалистов.

1.2. На должность техника-смотрителя назначается лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

техника-смотрителя II категории - лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-смотрителя не менее 2 лет;

техника-смотрителя I категории - лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-смотрителя II категории не менее 2 лет.

1.3. Техник-смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом в установленном порядке.

1.4. В своей деятельности техник-смотритель руководствуется:

1.4.1. нормативными правовыми актами, другими нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

1.4.2. приказами и распоряжениями руководителя организации;

1.4.3. уставом организации;

1.4.4. правилами внутреннего трудового распорядка;

1.4.5. настоящей должностной инструкцией;

1.5. Техник-смотритель должен знать:

1.5.1. нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы, касающиеся деятельности жилищных организаций;

1.5.2. правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;

1.5.3. положение о проведении планово-предупредительного ремонта жилищного фонда;

1.5.4. основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства Республики Беларусь;

1.5.5. правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

1.5.6. __________________________________________________________.

1.6. Техник-смотритель подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения, в состав которого он входит (иному должностному лицу).

1.7. В случае временного отсутствия техника-смотрителя (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке работник, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Техник-смотритель осуществляет следующие обязанности:

2.1. обеспечивает сохранность и правильность технической эксплуатации жилищного фонда, санитарного содержания домовладений, своевременное и качественное обслуживание по заявкам жильцов, текущий ремонт закрепленных за ним домов, строений и территорий усадеб;

2.2. контролирует выполнение графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;

2.3. производит внеочередные осмотры кровли, карнизов, балконов, галерей после ливней, больших снегопадов, сильных ветров и т.д.;

2.4. осуществляет контроль за уборкой территории, санитарным состоянием мусоропроводов, мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности зданий, норм и правил техники безопасности при производстве текущего ремонта и технической эксплуатации жилищного фонда;

2.5. составляет заявки на материалы по текущему ремонту, ведет журнал заявок жильцов на выполнение необходимого ремонта;

2.6. обеспечивает на вверенном ему участке сбор пищевых отходов и металлолома;

2.7. требует от жильцов и арендаторов нежилых помещений соблюдения договорных обязательств;

2.8. проводит в установленные часы прием населения;

2.9. ___________________________________________________________.

Техник-смотритель имеет право:

3.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

3.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

3.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности организации (ее структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению;

3.4. запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений организации информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.5. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации;

3.6. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав;

3.7.___________________________________________________________.

4. Оценка работы и ответственность

4.1. Работа техника-смотрителя оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоящей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2. Техник-смотритель несет ответственность:

4.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

4.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

4.2.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;

4.2.4. за недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах, противоположных интересам учредителей, - в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

Руководитель структурного

подразделения

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

С инструкцией ознакомлен __________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

(дата)
_________________________ УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации) ________________________________

(руководитель организации или иное

должностное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)
__________ _____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

И кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского исследования компании Hays, в следующем году 46% работодателей планируют увеличить штат сотрудников. 45% говорят о том, что увеличивать штат не планируют, а будут заниматься только...

Рассказывает руководитель направления Solutions Architecture в AWS EMEA Emerging Markets Александр Ложечкин на своей странице в Facebook. Редакция vc.ru публикует текст с разрешения автора. Успешно пройти собеседование в Amazon очень сложно. Работать, правда, ещё...

Рагхав Харан, работавший в крупных компаниях, в том числе Shutterstock и фонде TrueVentures, написал о том, как можно получить работу, которую хочется, даже если не хватает дипломов и сертификатов, которые требуются от соискателя. Редакция vc.ru подготовила перевод...

Лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки, который дает высшее образование в России. Компаниям нужно самим заняться подготовкой персонала, перестав надеяться на государство и вузы Нельзя просто так стать востребованным на рынке специалистом, хотя,...

Мнения работодателей: от каких сотрудников нужно избавляться в первую очередь Объясняют представители Mail.Ru Group, Aviasales, Sports.ru и других компаний. Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group В первую очередь нужно избавляться от токсичных сотрудников....

Менеджер по подбору персонала Amazon Селеста Джой Диаз рассказала о самых больших ошибках, которые допускают соискатели Amazon. Лучшие рекрутеры Google согласны с ней. Они выделили 3 типа резюме и посоветовали, какой лучше. 1. Резюме с должностями. В таком резюме...

 

Возможно, будет полезно почитать: